По данным газеты «Коммерсантъ», «Роснефть» хочет увеличить долю в единственном частном нефтепроводе, проходящем по территории России, — «Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), где сейчас опосредованно контролирует 3,83%. К ним компания хочет прибавить еще 5,75%, до конца прошлого года принадлежавших ВР и выкупленных за $1,6 млрд «Лукойл». Но до сделки пока далеко — стороны не могут договориться, какой объем прокачки по трубопроводу получит покупатель. Также «Лукойл» настаивает на приоритетном праве прокачки.
В конце января «Роснефть» и «Лукойл» подписали соглашение о возможности приобретения госкомпанией 46% в компании Lukarco. Lukarco принадлежит 12,5% КТК и 5% в добывающей компании «Тенгизшевройл» (разрабатывает Тенгизское месторождение в Казахстане). Сейчас Lukarco на 100% контролирует «Лукойл».
Выплачивать деньги «Лукойл» будет ВР в течение двух лет. ВР решила выйти из проекта, поскольку была единственным акционером, который не поддерживал расширение проекта, а для реализации этих планов было необходимо единогласное одобрение. Расширение КТК до 67 млн тонн нефти в год (при использовании присадок — до 76 млн тонн) должно быть осуществлено к 2014 году. Выкупив долю ВР, «Лукойл» помог добиться решения о расширении проекта, на чем несколько лет настаивала Россия.
Хотя «Лукойл» и купил долю в КТК, объем прокачки, который предоставляет эта квота, ему полностью не нужен. У «Роснефти» мало проектов в Казахстане, но один из них — это разработка Адайского блока, расположенного в Атырау, через который проходит КТК. Бурение на блоке запланировано на следующий год, проект на паритетных началах реализуют «Роснефть» и китайская Sinopec.
«Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК) был учрежден в 1992 году с целью реализации проекта строительства трубопровода протяженность 1 510 км для экспорта казахстанской нефти транзитом через территорию России. Первая очередь трубопровода мощностью 28,2 млн т (205 млн барр.) в год была введена в эксплуатацию в конце 2001 года. Трубопровод соединил казахстанское месторождение Тенгиз с морским терминалом Южная Озереевка, расположенным вблизи Новороссийска. В настоящее время реализуется проект по расширению мощности КТК до 67 млн т (490 млн барр.) в год.
НК «Роснефть» участвует в КТК через совместное предприятие «Роснефть Шелл Каспиэн Венчурс Лтд», доля которого в проекте составляет 7,5%. «Роснефть» владеет 51% акций в совместном предприятии, оставшиеся 49% принадлежат компании Shell. НК «Роснефть» поставляет нефть и газовый конденсат через Каспийский трубопроводный консорциум с декабря 2004 года. В 2008 году Компания поставила через КТК 4,2 млн т (31 млн барр) собственной нефти и газового конденсата, а также 1,3 млн т (10 млн барр.) нефти сторонних производителей.
КТК — стратегический для России проект, возможно, чиновники хотят, чтобы у госструктур была как можно большая доля, отмечает Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ».