Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
IV кв.'24
115
4 591
III кв.'24
87
10 267
II кв.'24
100
2 996

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 948,10  (-19,37%)
949,50  (-4,34%)
6 071,17  (+31,86%)
102 645,84  (+846,18%)
3 317,66  (-11,47%)
75,89  (-0,69%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • «МТС Юрент» купила белорусского разработчика электросамокатов Eleven

«МТС Юрент» купила белорусского разработчика электросамокатов Eleven

11.12.2024, Mergers.ru

«МТС Юрент», развивающая одноименный сервис аренды самокатов, купила белорусскую Eleven, которая занимается разработками в сфере микромобильного транспорта, сообщил РБК представитель российской фирмы. Речь идет о покупке интеллектуальной собственности и разработок Eleven.

На базе Eleven «МТС Юрент» создаст центр, который займется разработкой электросамокатов и других видов шерингового транспорта, а также программного обеспечения и зарядной инфраструктуры. Сотрудники Eleven продолжат работать в объединенной компании. В 2025 году планируется представить обновленную модель самоката, а также локализовать производство в России.

Среди российских игроков в сфере шеринга в принципе нет независимых компаний, которые имеют такой уровень наработок, как Eleven, пояснил представитель «МТС Юрент». Кроме того, разработки Eleven «проверены в эксплуатации в шеринговом бизнесе».

Компания не раскрывает сумму сделки. Инвестдиректор фонда SK Capital Сергей Соболев оценивает стоимость всего бизнеса Eleven в $6–8 млн (600–800 млн руб.).

Urent была создана в начале 2018-го в Ставропольском крае Ольгой Стефанюк и Андреем Калининым, первое время сервис работал на юге страны. Весной 2019 года Urent привлекла 150 млн руб. от пула частных инвесторов, среди которых были создатели приложения «Сравни такси» Андрей Азаров и Михаил Гейшерик. В 2022 году Urent привлекла 2,09 млрд руб. от МТС и фондов VPE и VEB Ventures. В январе 2024-го 80,6% сервиса купила МТС, после чего он изменил название на «МТС Юрент». Еще 11,03% сейчас принадлежит ООО «ВЭБ ВЕНЧУРС», 8,37% — у Стефанюк. Сервис управляет парком более чем из 150 тыс. электросамокатов. Выручка основного его операционного юрлица, ООО «Шеринговые технологии», в 2023 году составила 5,1 млрд руб., чистый убыток — 7,6 млн руб.

ГК Eleven основана в 2019 году в Белоруссии, занимается шерингом самокатов и разработкой IT-решений для подобного транспорта, включая электронику, трекеры и зарядные станции. Eleven успешно протестировала две модели электросамокатов и имеет в своем портфеле электровелосипед и каргобайк для доставки. По собственным данным, самокаты компании кроме Белоруссии можно арендовать в Тбилиси и Батуми (Грузия), Сколково (Россия) и Алма-Ате (Казахстан). Владельцы и финансовые показатели не раскрываются.

Сергей Соболев назвал эту инвестицию правильной и долгосрочной, учитывая, что Москва поощряет локализацию производства и обсуждает преференции для локальных производителей в виде дополнительных квот на парк самокатов. Команда Eleven, по словам Соболева, остается одной из наиболее сильных с точки зрения компетенций в R&D. «Они всегда разрабатывали свои самокаты и одни из первых обсуждали с Москвой локализацию производства на территории технопарка «Москва», — пояснил Соболев.

Создание R&D-центра на базе Eleven открывает перспективы для разработки собственных моделей и локализации ключевых компонентов: батарей, зарядной инфраструктуры и софта, объясняет руководитель группы продаж «Альфа-Капитала» Александр Абрамян. «Для компании это возможность снизить себестоимость и повысить маржинальность, особенно на фоне растущего спроса на шеринговые сервисы. Если «МТС Юрент» сможет реализовать эти планы, то перспективы у их бизнеса выглядят довольно убедительно», — предполагает эксперт.

В перспективе трех—пяти лет такое вложение может помочь сэкономить «МТС Юрент» сотни миллионов, возможно, миллиарды рублей на капитальных расходах при закупке новых самокатов и комплектующих, считает глава отраслевого издания «Трушеринг» Юрий Николаев. Полностью локализовать производство очень сложно и дорого, частично в России локализовано производство несложных компонентов и расходников. По мнению Николаева, «МТС Юрент» вряд ли интересовала пользовательская база, количество самокатов или выручка Eleven. «У Eleven получилось не только разработать и запустить производство собственных самокатов, компонентов и программного обеспечения, но и обкатать их в реальных условиях, — поясняет Николаев. — «МТС Юрент» — большой игрок на рынке шеринга самокатов в России, за плечами которого стоит огромная корпорация. С такими ресурсами команда Eleven сможет делать продукт, максимально отвечающий запросам рынка, быстрее и качественнее».

Сейчас в России используются в основном импортные самокаты, преимущественно китайские, в том числе произведенные по заказу шеринговых компаний. «Сервисное обслуживание и ремонт самокатов игроки рынка берут на себя. Тут возможны различные сокращения расходов на обслуживание парка самокатов при наличии своей R&D-лаборатории и сервисных инженеров», — рассуждает Сергей Соболев. Он пояснил, что наиболее частая поломка в самокатах — повреждения тормозного тросика или замена колес, что не требует наличия в штате высококлассных специалистов. А самая дорогостоящая деталь в самокате — батарея, ее ремонт требует более квалифицированных специалистов. «Если у «Юрента» и новой команды получится своими силами разработать BMS-систему (Battery Management System, электронная плата, которая устанавливается на аккумуляторную батарею для контроля процесса ее заряда. — РБК) и повысить эффективность батарей хотя бы на 10–20%, это значительно скажется на эффективности бизнеса», — отметил Соболев.

По мнению директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, проблема локализации заключается в недостатке местных производителей для ключевых узлов самокатов. «Операторы проката занимаются только арендой, им невыгодно углубляться в производство. Например, потребность для самокатов измеряется миллионами штук, и это может стать прибыльным направлением для производителей, но найти подходящего партнера пока не удается», — указала Эрдман. Локализация должна касаться не только мелких деталей, но и ключевых компонентов, таких как рамы и системы управления. «Если у «Юрента» получится реализовать локализацию на таком уровне, это будет большим достижением. Однако на данный момент их модель самоката требует доработки, чтобы стать конкурентоспособной», — отметила Эрдман.

Однако Александр Абрамян напоминает, что использование импортных самокатов делает сервисы зависимыми от возможности новых поставок и валютных курсов. Но построить сопоставимые с китайскими производственные мощности в России очень дорого, поэтому игроки рынка не стремятся к таким капитальным вложениям и продолжают закупки там, где это экономически обоснованно.

С 2023 года «Яндекс» в своем сервисе аренды самокатов использует устройства, разработанные компанией на платформе израильской Wind (группа объявила о покупке последней в 2021 году).

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст