Курирующий промышленность вице-премьер Аркадий Дворкович пригласил «китайскую сторону» к разработке Эльгинского угольного месторождения. Это предложение он высказал первому заместителю премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли на встрече сопредседателей межправительственной российско-китайской комиссии по энергосотрудничеству 9 апреля.
Принадлежащее «Мечелу» Игоря Зюзина Эльгинское месторождение — крупнейшее в России, его запасы — около 2 млрд тонн коксующегося угля. «Мечел» вложил в него $2,5 млрд (около $2 млрд пошло на строительство железной дороги к БАМу), а в марте привлек кредит ВЭБа на $2,5 млрд под залог 49% долей в ООО «Эльгауголь» (оператор проекта и владелец лицензии). Эльга должна выйти на добычу 9 млн тонн угля в 2018 году. Продажу доли в Эльге «Мечел» рассматривает еще с 2012 года. Именно это, по мнению менеджмента компании и чиновников, поможет ей разобраться со своей долговой нагрузкой. Чистый долг «Мечела» на февраль составлял $9 млрд, компании нужно погасить в этом году $1 млрд, но сама она пока может заплатить лишь половину.
В проекте заинтересованы китайские Baosteel и Shenhua. «Мечел» уже поставляет уголь Baosteel. Кроме того, переговоры по Эльге ведутся с японскими Mitsui, Sumitomo и JBIC, а также с корейской POSCO. Существует вариант, при котором в капитал Эльги мог вместе с иностранными инвесторами войти РФПИ.
В 2012 году «Мечел» планировал продать около 25% Эльги за $1 млрд. Но с тех пор планы компании изменились: «Мечел» собирается продать до 49% в проекте за $2-2,5 млрд до конца 2014 года, хотя на это нужно одобрение ВЭБа.
С 2007-го года ОАО «Мечел» реализует важнейший в национальных масштабах проект по разработке Эльгинского угольного месторождения в юго-восточной Якутии. Разработка богатейших залежей редких для России марок коксующегося угля не имеет аналогов за последние 40 лет развития отечественной угольной промышленности.
Уникальное для частного бизнеса в России строительство железной дороги длиной около 315 километров соединит месторождение с Байкало-Амурской магистралью. Двадцать второго июня 2008-го года было уложено первое звено железнодорожного полотна.
Промышленная угленосность Эльгинского месторождения связана с 13-ю пластами. Основные запасы угля сконцентрированы в четырёх мощных пластах. Производственная мощность разреза 27 миллионов тонн угля в год. Освоение будет проходить в 3 этапа.
Первая очередь разработки разреза, которая будет введена в 2015-м году, включает в себя развитие горных работ на западном участке. На этом этапе комплекс достигнет мощности 9 млн. тонн в год. На втором этапе разработка на западном участке станет более интенсивной, что вместе с введением в эксплуатацию северного участка, позволит достигнуть суммарной мощности в 18 млн. тонн в год к 2018-му году. Третья очередь предусматривает разработку запасов центрального участка. Благодаря этому, к 2021-му году разрез достигнет годовой мощности в 27 млн. тонн.
Годовая мощность по переработке угля технологического комплекса первой очереди обогатительной фабрики «Эльгинская» составит 9 млн. тонн с часовой производительностью 1 500 тонн. В целом на горнодобывающем комплексе и объектах железнодорожной инфраструктуры будет создано до 11,5 тыс. рабочих мест.
Полученная после обогащения товарная продукция Эльгинского угольного комплекса будет поставляться, как на Российский рынок, так и за рубеж. С учётом уникальных коксующихся свойств Эльгинского угля, обладающего также необычайно низким содержанием фосфора и серы, он будет востребован во всех странах Азиатско-Тихоокеанского региона с развивающейся металлургической промышленностью.