Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,60  (-28,29%)
803,70  (-12,59%)
5 917,11  (+0,13%)
96 864,77  (+2 416,13%)
3 282,21  (+202,35%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds

Михаил Прохоров продал 7% UC Rusal Виктору Вексельбергу и его партнёрам

14.08.2017, Mergers.ru

По данным газеты «Ведомости» и «Коммерсант», Zonoville Investment нескольких совладельцев Sual Partners (акционер алюминиевой компании) выкупили у «Онэксима» Михаила Прохорова 7% (1,06 млрд штук) акций UC Rusal за $503,88 млн, сообщила UC Rusal.

На бирже такой пакет в четверг – 10 августа 2017 года стоил $714 млн., средняя цена за полгода до сделки – $482 млн. После публикации сообщения акции компании на бирже в Гонконге подешевели на 2,84%.

Для сделки с Sual 7% «Русала» из пакета ОНЭКСИМа были оценены в 3,7 гонконгского доллара ($0,48 по текущему курсу) за акцию — по такой же цене ОНЭКСИМ в феврале продал в рынок 3,32% акций «Русала». Таким образом, сделка прошла с 30-процентным дисконтом к цене закрытия бумаг «Русала» в четверг - 10.08.2017 г.  (5,29 гонконгского доллара, или $0,68).

После сделки под контролем Виктора Вексельберга и его партнеров будет 22,8% UС Rusal, а у «Онэксима» осталось 6,7%. В феврале компания Прохорова продала на бирже 3,32% акций UС Rusal. Крупнейшим акционером «Русала» по-прежнему является En+ Олега Дерипаски (48,13% акций).

Деньги, вырученные от продажи пакета UC Rusal, частично ушли на погашение долга «Онэксима» перед ВТБ, рассказал банкир, работающий с группой. Размер долга ему не известен.

По словам источника, знакомого с ситуацией, ОНЭКСИМ планирует продать остающиеся у группы 6,7% акций компании в сентябре-октябре — в преддверии ноябрьской ребалансировки индекса MSCI.

По его данным, пакет продадут в рынок, и существуют предварительные договоренности, что около 3% акций может выкупить один из банков. Основной кредитор «Русала» — Сбербанк; он и ВТБ — основные кредиторы En+ (ВТБ владеет в группе свыше 4%), в ВТБ же был заложен пакет ОНЭКСИМа в «Русале».

Принадлежащие ОНЭКСИМу акции генкомпании «Квадра» заложены Газпромбанку и Сбербанку, акции «Ренессанс Кредита» — Альфа-банку. Но источники, близкие к этим банкам, не слышали о планах покупки акций «Русала». Один из них не исключает, что выкуп бумаг банком может проводиться в интересах одного из акционеров алюминиевой компании.

Владельцы Sual Partners - партнеры Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника по компании «Суал», которая в 2007 г. стала одним из участников объединения с «Русским алюминием» Олега Дерипаски и глиноземными активами Glencore.

После покупки дополнительных акций доля структур Sual Partners в UC Rusal вырастет до 22,08%. Такая форма сделки позволит сохранить акционерное соглашение между крупнейшими владельцами алюминиевой компании. Оно дает миноритарным акционерам в том числе право вето по ключевым вопросам (контрактам, сделкам и проч.).

«Онэксим» также сохранит право номинировать одного директора в совет директоров UC Rusal, а также одного директора - в совет директоров «Норникеля» (у UC Rusal – 27,67% акций).

Вексельберг возглавлял совет директоров UC Rusal с момента основания компании, но в 2011 г. со скандалом покинул пост. Он был недоволен тем, как Олег Дерипаска управляет компанией, Sual Partners даже пыталась оспорить подписание контрактов на продажу алюминия и глинозема Glencore.

Вексельберг был сторонником того, чтобы компания продала блокпакет «Норникеля», когда сама компания готова была выкупить его у UC Rusal за $12,8 млрд в 2011 г. Эта продажа позволила бы алюминиевой компании расплатиться с долгами.

Но тогда Дерипаска заблокировал сделку, заявив, что пакет «Норникеля» - стратегическая инвестиция для UC Rusal.

«Онэксим» стал совладельцем UC Rusal в апреле 2008 г., когда Прохоров продал ей блокпакет «Норникеля». «Онэксим» получил 14% UC Rusal и $4,5 млрд. и еще около $2,5 млрд. должен был получить в течение года.

Но из-за кризиса выплату долга, уже выросшего до $2,7 млрд., пришлось реструктурировать. Частично «Онэксим» согласился конвертировать долг в акции и получил еще около 6%. После IPO UC Rusal в 2010 г. доля «Онэксима» снизилась до 17,02%.

С тех пор пакет UC Rusal принес «Онэксиму» лишь около $86 млн дивидендов. Президент группы Дмитрий Разумов не раз выражал недовольство тем, как обстоят дела в UC Rusal. А в 2012 г. он даже покинул совет директоров компании.

Но избавиться от пакета UC Rusal «Онэксим» решил лишь год назад. Тогда группа продала часть активов. Причиной называлось нежелание Прохорова заниматься бизнесом в России.

Часть источников связывало пессимистическое настроение бизнесмена с обысками ФСБ весной прошлого года в головном офисе «Онэксима». По официальной версии, обыски были связаны с банком «Таврический», который санирует подконтрольную «Онэксиму» МФК.

Но источники в окружении Прохорова и федеральные чиновники рассказывали, что обыски – акция устрашения: в Кремле были недовольны редакционной политикой принадлежавшего «Онэксиму» медиахолдинга РБК.

UC Rusal - последний крупный актив, оставшийся у «Онэксима». В прошлом году после скандала вокруг РБК и последующего обыска, проведенного сотрудниками ФСБ в офисе «Онэксима» на Тверском бульваре, компания Прохорова продала 20% «Уралкалия» (пакет выкупил Дмитрий Лобяк, партнер второго совладельца «Уралкалия» Дмитрия Мазепина), девелопера ОПИН (досталась концерну «Россиум» Романа Авдеева), медиахолдинг РБК (приобретён группой ЕСН Григория Березкина).

К концу прошлого года угроза для Прохорова миновала, рассказывали бизнесмен из «золотой сотни» Forbes и еще несколько знакомых руководителей «Онэксима». Но у бизнесмена пропал интерес развивать бизнес в России, говорят еще трое его знакомых.

«Онэксим» Прохорова начал искать покупателя на принадлежащий ему пакет UC Rusal прошлым летом. Переговоры велись с еще одним крупным миноритарием алюминиевого холдинга - Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника.

В то время речь шла о покупке 12% примерно за $700 млн. Но возникли сложности. С лета 2016 г., когда стороны начали диалог о сделке, UC Rusal подорожала почти вдвое. Летом котировки компании были вблизи исторических минимумов, а сейчас она стоит $10,3 млрд.

По летней цене 2016 г. «Онэксим» продавать бумаги не готов, говорят два источника, близкие к разным акционерам UC Rusal. Были проблемы и с одобрением сделки регулятором Гонконгской биржи, где торгуется UC Rusal. Тогда «Онэксим» продал в рынок 3,32% акций алюминиевого холдинга. Теперь его доля сократится до 6,7%.

Год назад Sual Partners готова была выкупить у «Онэксима» 12% акций за $700 млн. Теперь в сделке участвует лишь несколько акционеров Sual Partners. Кроме Вексельберга это еще Леонард Блаватник, сказал источник, близкий к одному из акционеров алюминиевого холдинга.

Полный список акционеров Sual Partners – владельцев алюминиевых заводов «Суала», которые в 2007 г. вошли в состав UC Rusal, никогда не раскрывался. В проспекте UC Rusal к IPO в 2010 г. сообщалось, что у Вексельберга 35,84% Sual Partners, у Блаватника и членов его семьи – 30,56%.

Комментарий

За год оценка UC Rusal для сделки выросла почти на четверть вслед за капитализацией компании и ценами на алюминий. Прохоров продешевил, уверен топ-менеджер крупной компании: на таком растущем рынке можно было выручить намного больше.

Сейчас момент для продажи UC Rusal хороший, говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский. «Взгляд инвесторов на алюминий становится более позитивным, так как Китай начал сокращать свои мощности, а также биржевые запасы опустились довольно низко, что подтолкнуло цену к $2 000 за т», - отмечает эксперт.

Главная ценность UC Rusal – принадлежащие ей 27,82% акций «Норникеля», говорит топ-менеджер одного из крупных частных инвестфондов. С 2012 по 2016 г. компания получила на свой пакет $3,34 млрд. дивидендов.

Эти деньги позволяли UC Rusal обслуживать огромный долг – с 2012 г. он сократился на 22% до $8,42 млрд. Продавать долю компания не хочет, хотя в 2011 г. сам «Норникель» был готов ее выкупить.

«Я считал и считаю, что была огромная ошибка не продать пакет, – говорил Вексельберг весной прошлого года. – Да, имея эти деньги, мы бы давно расплатились, имели бы чистый баланс и кучу денег. UC Rusal была бы очень привлекательной компанией, имела бы деньги для нового развития».

«Sual и «Онэксим» <...> будут добиваться продажи или выделения в отдельную компанию 27,8%-ной доли в «Норникеле» и/или увеличения дивидендов UC Rusal. На наш взгляд, итог может быть позитивен для миноритарных акционеров», – написали в своем отчете аналитики БКС.

Увеличение пакета не даст Sual Partners никаких дополнительных полномочий, уверяет источник, близкий к одному из акционеров алюминиевого холдинга: миноритарии не смогут даже номинировать дополнительного директора в совет.

Источник сомневается, что крупнейший акционер UC Rusal – En+ Олега Дерипаски поддержит идею выделения пакета «Норникеля» или тем более его продажи.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст