По данным газеты «Ведомости» и «Коммерсант», Zonoville Investment нескольких совладельцев Sual Partners (акционер алюминиевой компании) выкупили у «Онэксима» Михаила Прохорова 7% (1,06 млрд штук) акций UC Rusal за $503,88 млн, сообщила UC Rusal.
На бирже такой пакет в четверг – 10 августа 2017 года стоил $714 млн., средняя цена за полгода до сделки – $482 млн. После публикации сообщения акции компании на бирже в Гонконге подешевели на 2,84%.
Для сделки с Sual 7% «Русала» из пакета ОНЭКСИМа были оценены в 3,7 гонконгского доллара ($0,48 по текущему курсу) за акцию — по такой же цене ОНЭКСИМ в феврале продал в рынок 3,32% акций «Русала». Таким образом, сделка прошла с 30-процентным дисконтом к цене закрытия бумаг «Русала» в четверг - 10.08.2017 г. (5,29 гонконгского доллара, или $0,68).
После сделки под контролем Виктора Вексельберга и его партнеров будет 22,8% UС Rusal, а у «Онэксима» осталось 6,7%. В феврале компания Прохорова продала на бирже 3,32% акций UС Rusal. Крупнейшим акционером «Русала» по-прежнему является En+ Олега Дерипаски (48,13% акций).
Деньги, вырученные от продажи пакета UC Rusal, частично ушли на погашение долга «Онэксима» перед ВТБ, рассказал банкир, работающий с группой. Размер долга ему не известен.
По словам источника, знакомого с ситуацией, ОНЭКСИМ планирует продать остающиеся у группы 6,7% акций компании в сентябре-октябре — в преддверии ноябрьской ребалансировки индекса MSCI.
По его данным, пакет продадут в рынок, и существуют предварительные договоренности, что около 3% акций может выкупить один из банков. Основной кредитор «Русала» — Сбербанк; он и ВТБ — основные кредиторы En+ (ВТБ владеет в группе свыше 4%), в ВТБ же был заложен пакет ОНЭКСИМа в «Русале».
Принадлежащие ОНЭКСИМу акции генкомпании «Квадра» заложены Газпромбанку и Сбербанку, акции «Ренессанс Кредита» — Альфа-банку. Но источники, близкие к этим банкам, не слышали о планах покупки акций «Русала». Один из них не исключает, что выкуп бумаг банком может проводиться в интересах одного из акционеров алюминиевой компании.
Владельцы Sual Partners - партнеры Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника по компании «Суал», которая в 2007 г. стала одним из участников объединения с «Русским алюминием» Олега Дерипаски и глиноземными активами Glencore.
После покупки дополнительных акций доля структур Sual Partners в UC Rusal вырастет до 22,08%. Такая форма сделки позволит сохранить акционерное соглашение между крупнейшими владельцами алюминиевой компании. Оно дает миноритарным акционерам в том числе право вето по ключевым вопросам (контрактам, сделкам и проч.).
«Онэксим» также сохранит право номинировать одного директора в совет директоров UC Rusal, а также одного директора - в совет директоров «Норникеля» (у UC Rusal – 27,67% акций).
Вексельберг возглавлял совет директоров UC Rusal с момента основания компании, но в 2011 г. со скандалом покинул пост. Он был недоволен тем, как Олег Дерипаска управляет компанией, Sual Partners даже пыталась оспорить подписание контрактов на продажу алюминия и глинозема Glencore.
Вексельберг был сторонником того, чтобы компания продала блокпакет «Норникеля», когда сама компания готова была выкупить его у UC Rusal за $12,8 млрд в 2011 г. Эта продажа позволила бы алюминиевой компании расплатиться с долгами.
Но тогда Дерипаска заблокировал сделку, заявив, что пакет «Норникеля» - стратегическая инвестиция для UC Rusal.
«Онэксим» стал совладельцем UC Rusal в апреле 2008 г., когда Прохоров продал ей блокпакет «Норникеля». «Онэксим» получил 14% UC Rusal и $4,5 млрд. и еще около $2,5 млрд. должен был получить в течение года.
Но из-за кризиса выплату долга, уже выросшего до $2,7 млрд., пришлось реструктурировать. Частично «Онэксим» согласился конвертировать долг в акции и получил еще около 6%. После IPO UC Rusal в 2010 г. доля «Онэксима» снизилась до 17,02%.
С тех пор пакет UC Rusal принес «Онэксиму» лишь около $86 млн дивидендов. Президент группы Дмитрий Разумов не раз выражал недовольство тем, как обстоят дела в UC Rusal. А в 2012 г. он даже покинул совет директоров компании.
Но избавиться от пакета UC Rusal «Онэксим» решил лишь год назад. Тогда группа продала часть активов. Причиной называлось нежелание Прохорова заниматься бизнесом в России.
Часть источников связывало пессимистическое настроение бизнесмена с обысками ФСБ весной прошлого года в головном офисе «Онэксима». По официальной версии, обыски были связаны с банком «Таврический», который санирует подконтрольную «Онэксиму» МФК.
Но источники в окружении Прохорова и федеральные чиновники рассказывали, что обыски – акция устрашения: в Кремле были недовольны редакционной политикой принадлежавшего «Онэксиму» медиахолдинга РБК.
UC Rusal - последний крупный актив, оставшийся у «Онэксима». В прошлом году после скандала вокруг РБК и последующего обыска, проведенного сотрудниками ФСБ в офисе «Онэксима» на Тверском бульваре, компания Прохорова продала 20% «Уралкалия» (пакет выкупил Дмитрий Лобяк, партнер второго совладельца «Уралкалия» Дмитрия Мазепина), девелопера ОПИН (досталась концерну «Россиум» Романа Авдеева), медиахолдинг РБК (приобретён группой ЕСН Григория Березкина).
К концу прошлого года угроза для Прохорова миновала, рассказывали бизнесмен из «золотой сотни» Forbes и еще несколько знакомых руководителей «Онэксима». Но у бизнесмена пропал интерес развивать бизнес в России, говорят еще трое его знакомых.
«Онэксим» Прохорова начал искать покупателя на принадлежащий ему пакет UC Rusal прошлым летом. Переговоры велись с еще одним крупным миноритарием алюминиевого холдинга - Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника.
В то время речь шла о покупке 12% примерно за $700 млн. Но возникли сложности. С лета 2016 г., когда стороны начали диалог о сделке, UC Rusal подорожала почти вдвое. Летом котировки компании были вблизи исторических минимумов, а сейчас она стоит $10,3 млрд.
По летней цене 2016 г. «Онэксим» продавать бумаги не готов, говорят два источника, близкие к разным акционерам UC Rusal. Были проблемы и с одобрением сделки регулятором Гонконгской биржи, где торгуется UC Rusal. Тогда «Онэксим» продал в рынок 3,32% акций алюминиевого холдинга. Теперь его доля сократится до 6,7%.
Год назад Sual Partners готова была выкупить у «Онэксима» 12% акций за $700 млн. Теперь в сделке участвует лишь несколько акционеров Sual Partners. Кроме Вексельберга это еще Леонард Блаватник, сказал источник, близкий к одному из акционеров алюминиевого холдинга.
Полный список акционеров Sual Partners – владельцев алюминиевых заводов «Суала», которые в 2007 г. вошли в состав UC Rusal, никогда не раскрывался. В проспекте UC Rusal к IPO в 2010 г. сообщалось, что у Вексельберга 35,84% Sual Partners, у Блаватника и членов его семьи – 30,56%.
Glencore
Альфа-банк
Банк Ренессанс капитал / Ренессанс Кредит
Берёзкин Григорий
Леонард Блаватник
ВТБ
Газпромбанк
Дерипаска Олег Владимирович
ЕСН Группа
Мазепин Дмитрий
Норильский никель
Онэксим
Открытые инвестиции / ОПИН
Правительство России
Прохоров Михаил Дмитриевич
РБК Информационные системы
Ренова
Русал
Сбер (Сбербанк)
Квадра - генерирующая компания (ТГК-4)
Уралкалий
SUAL International
Виктор Феликсович Вексельберг
СУАЛ
Роман Авдеев
Концерн «Россиум»
Дмитрий Лобяк
За год оценка UC Rusal для сделки выросла почти на четверть вслед за капитализацией компании и ценами на алюминий. Прохоров продешевил, уверен топ-менеджер крупной компании: на таком растущем рынке можно было выручить намного больше.
Сейчас момент для продажи UC Rusal хороший, говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский. «Взгляд инвесторов на алюминий становится более позитивным, так как Китай начал сокращать свои мощности, а также биржевые запасы опустились довольно низко, что подтолкнуло цену к $2 000 за т», - отмечает эксперт.
Главная ценность UC Rusal – принадлежащие ей 27,82% акций «Норникеля», говорит топ-менеджер одного из крупных частных инвестфондов. С 2012 по 2016 г. компания получила на свой пакет $3,34 млрд. дивидендов.
Эти деньги позволяли UC Rusal обслуживать огромный долг – с 2012 г. он сократился на 22% до $8,42 млрд. Продавать долю компания не хочет, хотя в 2011 г. сам «Норникель» был готов ее выкупить.
«Я считал и считаю, что была огромная ошибка не продать пакет, – говорил Вексельберг весной прошлого года. – Да, имея эти деньги, мы бы давно расплатились, имели бы чистый баланс и кучу денег. UC Rusal была бы очень привлекательной компанией, имела бы деньги для нового развития».
«Sual и «Онэксим» <...> будут добиваться продажи или выделения в отдельную компанию 27,8%-ной доли в «Норникеле» и/или увеличения дивидендов UC Rusal. На наш взгляд, итог может быть позитивен для миноритарных акционеров», – написали в своем отчете аналитики БКС.
Увеличение пакета не даст Sual Partners никаких дополнительных полномочий, уверяет источник, близкий к одному из акционеров алюминиевого холдинга: миноритарии не смогут даже номинировать дополнительного директора в совет.
Источник сомневается, что крупнейший акционер UC Rusal – En+ Олега Дерипаски поддержит идею выделения пакета «Норникеля» или тем более его продажи.