ОСК начала поиск частных инвесторов, готовых купить ее проблемные активы. Первые кандидаты на продажу — нижегородская верфь «Красное Сормово» и петербургский «Пролетарский завод». Инвестором может стать владелец «Русснефти» Михаил Гуцериев, уже купивший машиностроительный завод «Арсенал» в Петербурге. Предприятиям ОСК нужны новые заказы и инвестиции в модернизацию, но сейчас стабильный денежный поток им обеспечивает гособоронзаказ (ГОЗ).
Предприятиям нужны инвестиции в модернизацию и развитие мощностей, а также загрузка новыми заказами, самостоятельно ОСК привлечь средства сложно. На модернизацию «Красного Сормово» требуется около 1 млрд руб., ОСК может привлечь их лишь из ФЦП, но тогда деньги будут не раньше 2016-2017 годов. К тому же правительство и президент не удовлетворены тем, как ОСК развивает эти активы. ОСК потенциально готова продать крупные пакеты верфей — вплоть до контрольных, сохранив блокпакеты.
В ОСК рассматривается модель развития, когда корпорация остается в стратегических крупных военных активах, в гражданские предприятия или верфи смешанного профиля привлекаются частные партнеры.
ОСК получила контроль над «Красным Сормово» и «Пролетарским заводом» в 2011 году, когда корпорация активно консолидировала активы. «Красное Сормово» было куплено у группы «Морские и судостроительные проекты», а «Пролетарский завод» — у «Восточно-Европейской финансовой корпорации» (ВЕФК), подконтрольной Александру Гительсону. «Красное Сормово» выполняет как гражданские заказы (строительство танкеров река—море и сухогрузов), так и ГОЗ. Военные заказы обеспечивают стабильный денежный поток. Но сейчас верфь закончила заказ для «Волга-Балт-Танкера» на десять танкеров и новых крупных контрактов нет. «Красное Сормово» загружено гражданскими заказами не более чем на 40%, а оборонными — не более чем на 20%. «Пролетарский завод» производит судовое оборудование, а также оборудование для АЭС и нефтегазовой промышленности.
Основным бизнесом господина Гуцериева является добыча нефти: он владеет «Русснефтью» и «Нефтисой». Но покупка проблемных машиностроительных активов будет свидетельствовать об интересе бизнесмена к масштабным инвестициям в российскую экономику с учетом его интересов в дальнейшем развитии нефтяного бизнеса.
«Красное Сормово» как нельзя лучше подходит для продажи инвестору: оно входит в Южный центр судостроения и судоремонта ОСК, гражданские верфи которого «во многом ориентированы на строительство судов река—море или шельфовые проекты Каспия,— это доходная, но узкая ниша. Верфь строит нефтяные танкеры, что может привлечь такого инвестора, как Гуцериев, обсуждается и идея возобновления строительства подлодок. С петербургским «Пролетарским заводом» ясности значительно меньше, но потенциально мощности завода можно оптимизировать и частично вынести за город, освободившиеся площади задействовать под девелопмент.
В 1849 году миллионером Дмитрием Егоровичем Бенардаки была создана «Компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и заводского пароходства» - с нее-то и начинается история ОАО «Завод «Красное Сормово». Вскоре компания превратилась в многопрофильное предприятие для выполнения ответственных государственных заказов.
За сто шестьдесят три года своей деятельности завод построил сотни кораблей и судов различного назначения - от речных барж до современных подводных лодок. В различные годы здесь отливали сталь и выпускали металлопрокат, шло строительство мостов, железнодорожных локомотивов и вагонов. В годы войны завод делал танки и подлодки, в мирное время строил корабли, паромы для Каспия и сухогрузы, выпускал большой ассортимент металлургической продукции и товаров народного потребления - стиральные машины, отопительные котлы и т.д., делал мельнично-элеваторное оборудование (концентраторы, дробилки, крупозаводы), выпускал башенные краны и циркуляционные системы буровых установок.
Современное Открытое акционерное общество «Завод «Красное Сормово» создано в порядке приватизации государственного предприятия Производственное объединение «Завод «Красное Сормово» в 1994 г. Учредителем Общества является Комитет по управлению государственным имуществом Нижегородской области. Основные производства: Судоверфь, Корпусное производство, Производство спецтехники. Также в структуре группы лиц ОАО «Завод «Красное Сормово» присутствует Инженерный центр и «Волжско-Камское Проектно-конструкторское бюро».
Уставный капитал Акционерного общества составляет 1 497 802 рубля, который включает: 1 123 351 обыкновенную акцию номинальной стоимостью 1 рубль; 374 451 привилегированную акцию типа «К А» номинальной стоимостью 1 рубль. Выручка «Красное Сормово» в 2012 году составила 7,6 млрд руб., чистая прибыль — 503,5 млн руб.
Страницы истории ОАО «Пролетарский завод», одного из промышленных старожилов Санкт-Петербурга, по праву занимают значимое место в индустриальной летописи России. Основанный в 1826 году, завод с первых дней своей деятельности стал одним из самых мощных многопрофильных машиностроительных предприятий Северной столицы.
Более 50 лет предприятие специализируется, в основном, на судовом и энергетическом машиностроении. Продукция предприятия поставляется для военных и гражданских судов, включая авианесущие крейсеры, атомные подводные ракетоносцы, супертанкеры.
Значителен вклад предприятия в развитие большой и малой энергетики - разрабатывается и производится насосное оборудование для ТЭЦ, ГРЭС, ПГУ, АЭС и нефтяной промышленности, газотурбогенераторы и паротурбогенераторы, транспортабельные газотурбинные электростанции. Выручка «Пролетарского завода» за 2012 год составила 2,5 млрд руб., чистая прибыль — 518 тыс. руб.