Финансовый директор ИД "Провинция" Марина Минина подтвердила то, что господин Никанов стал единоличным собственником компании с ноября, а предыдущий владелец полностью вышел из бизнеса. Сделка была денежной, ее стоимость госпожа Минина не называет, уточняя, что кредиты под покупку не привлекались.
ИД "Провинция" выпускает 26 региональных изданий, таких как "Пульс Поволжья", "Тамбовский меридиан", "Саратовский Арбат" и др. Совокупный их тираж, по собственным данным "Провинции", составляет 550 тыс. экземпляров в неделю.
Первые издания "Провинции" в 90-х запускал ее основатель Борис Гиллер, который владел издательским домом до 2010 года. Потом компания перешла к Леонарду Блаватнику, как рассказывали тогда другие издатели, за долги перед ним. Задолженность ИД к тому времени оценивалась примерно в $20 млн.
Новый владелец стремился вернуть инвестиции, продав актив, считает руководитель медиакомпании, получавшей предложение о покупке. В итоге господин Блаватник решил продать компанию менеджменту.
Наиболее вероятно, что Олег Никанов получил актив с долгами за символическую сумму, считает руководитель крупной издательской компании; руководитель другой медиакомпании говорит, что в лучшем случае господин Блаватник мог только вернуть потраченное.
С момента последней смены собственника рынок печатных СМИ сократился более чем вдвое: объем рекламы в них в 2010 году, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), составлял 44,8 млрд руб., в 2016 году он снизился на 16%, до 19,7 млрд руб.
Для Леонарда Блаватника, занимающего 40-е место в рейтинге богатейших людей мира по версии Forbes с состоянием $20 млрд, ИД "Провинция" был непрофильным бизнесом.
Его холдинг Access Industries управляет активами в разных сферах, включая звукозаписывающую компанию Warner Music и крупного производителя полипропилена LyondellBasell.
Хотя миллиардер инвестировал в кино- и телекомпании (например, крупного производителя российских телесериалов "Амедиа"), газеты он приобретал впервые. В самой "Провинции" говорят, что никогда не афишировали своего прежнего владельца.
ИД "Провинция" — прибыльная компания, подчеркивает Марина Минина. В основном ИД зарабатывает за счет продажи тиражей в регионах. В этом году после смены собственника ИД начал развивать и сайт.
"В самом начале Борис Гиллер совершил ошибку: все три десятка газет назвал местными разными словами — от "Яикъ" до "Амурский меридиан".
В результате бренд не возник, а просто три десятка разрозненных газет, и все вместе они никому не интересны — единого бренда нет",— рассуждает гендиректор "Комсомольской правды" Владимир Сунгоркин.
Единственный вариант продажи может быть "в розницу" — местным интересантам с городскими или областными амбициями, считает господин Сунгоркин.
"У "Провинции" был ряд хороших локальных брендов, например, в Брянске или Рязани. Странно, что они не получили широкого распространения и зонтичный бренд не заработал",— соглашается руководитель другой медиакомпании.
Печатным СМИ в последние годы стало сложно, но региональные издания просели гораздо сильнее, констатирует гендиректор Бюро тиражного аудита АВС Павел Мирошников.