Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 903,63  (+17,76%)
1 135,90  (+6,95%)
6 465,94  (+26,62%)
110 823,30  (-372,21%)
4 597,49  (+15,43%)
67,22  (-1,58%)
Источник Investfunds

Мирный «Камаз»

21.10.2014, Ведомости
Группа «Камаз» до конца 2014 г. продаст свой последний военный актив — 100% Завода специальных автомобилей (Татарстан) структуре, связанной с менеджментом этого предприятия, рассказал «Ведомостям» директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. По его словам, предприятие выпускает бронированные автомобили семейства «Тайфун», боевые машины пехоты (БМП) «Выстрел» и проч. Условия сделки, финансовые и производственные показатели завода не раскрываются.

Представитель госкорпорации «Ростех» (крупнейший акционер «Камаза», 49,9%) на вопросы «Ведомостей» не ответил. Минобороны, по словам человека, близкого к военному ведомству, в курсе готовящейся сделки и не возражает против перехода предприятия под контроль его менеджмента. Сейчас завод ведет ряд крупных НИОКР в интересах военных и если они завершатся успешно, то предприятие может стать крупным поставщиком Минобороны, говорит собеседник «Ведомостей». При этом планы закупок автомобилей у самого «Камаза» не связаны с преобразованиями на этом предприятии, добавляет он.

С санкциями против России планируемая сделка не связана, подчеркивает Афанасьев (их действие распространяется на «Ростех». — «Ведомости»), просто три года назад акционеры «Камаза» решили постепенно уходить от выпуска военной продукции. По этой же причине в 2012 г. группа продала завод «Ремдизель» (Татарстан; специализируется на ремонте военной техники), который выпускает БМП «Выстрел», говорит Афанасьев.

Основная цель — повышение эффективности бизнеса группы «Камаз» за счет концентрации на выпуске коммерческой техники, продолжает Афанасьев. Военная техника — рискованное и ресурсоемкое направление, к тому же в последние годы выручка «Камаза» в этом сегменте сократилась, отмечает он: в 2009 г. его доля доходила до 30%, сейчас — не более 10%. Причем более половины этих доходов приходится на автомобили двойного назначения — грузовики для перевозки личного состава. Их производство в составе группы сохранится, добавляет Афанасьев: «Они делаются на основном конвейере и мало чем отличаются от гражданской продукции».

«Камаз» уже несколько лет целенаправленно оптимизирует бизнес, в том числе избавляясь от непрофильного, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. С политикой или, например, с возможностью увеличения доли Daimler в «Камазе» предполагаемая сделка с Заводом специальных автомобилей вряд ли связана, иначе этот актив был бы продан гораздо раньше, отмечает он.

В 2014 г. на фоне сокращения российского автомобильного рынка и девальвации рубля выручка «Камаза» по МСФО снизится на 7% до 106 млрд руб., компания получит чистый убыток в 38 млн руб. против прибыли в 4,4 млрд руб. годом ранее, прогнозирует Беспалов. «Камаз» свои прогнозы не раскрывает.

«Мы ждем результатов программы утилизации автомобилей», — объясняет Афанасьев. Она была запущена в сентябре 2014 г. при поддержке Минпромторга, завод рассчитывает продать по ней до 5 500 грузовиков. По словам Афанасьева, общие продажи грузовиков группы «Камаз» в 2014 г. прогнозируются на 5-7% ниже, чем в 2013 г., т. е. 40 760-41 640 шт.