По данным газеты «Коммерсант», власти Москвы изучают возможность покупки всего пакета акций АО «Мосметрострой» — подрядчика строительства транспортной инфраструктуры. Об этом “Ъ” сообщил чиновник в мэрии и подтвердил топ-менеджер конкурирующей компании. По данным собеседника “Ъ”, переговоры ведет департамент городского имущества, на баланс которого перейдут акции в случае закрытия сделки.
В департаменте и «Мосметрострое» от комментариев отказались. Так же поступили в ВТБ, который владеет 49% компании. Еще 51% — у структур совладельцев УГМК Искандара Махмудова и Андрея Бокарева.
По данным «СПАРК-Интерфакса», у «Мосметростроя» выручка в 2016–2017 годах составляла по 28 млрд. руб. В 2017 году у компании впервые за три года появилась чистая прибыль в размере 725 млн. руб.
Исходя из коэффициентов PE/PS (соотношение стоимости компании к чистой прибыли и выручке) за 2017 год, стоимость бизнеса «Мосметростроя» можно оценить в пределах 15 млрд. руб., считает аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Александр Осин.
Но если учитывать, что у компании этого профиля рентабельность в три раза ниже, чем у крупных застройщиков жилья, то первоначальная цена может дисконтироваться на 30%, примерно до 10 млрд. руб., не исключает эксперт.
По разным оценкам, на долю «Мосметростроя» в разные годы приходилось 20–36% работ по строительству метро. Сейчас компания, как и другие игроки рынка, включая «Ингеоком», ИБТ, «Трансинжстрой», выступает субподрядчиком у АО «Мосинжпроект».
Эта компания, принадлежащая департаменту строительства Москвы, отвечает за строительство метро, дорог, транспортно-пересадочных узлов, а также реновацию старого жилищного фонда и оперирует средствами, выделяемыми на эти проекты.
Так, в 2017 году «Мосинжпроект» разместил заказы на 297,4 млрд. руб., в 2018 году — на 188 млрд. руб. С начала 2019 года компания объявила тендеры почти на 101 млрд. руб.
В случае реконструкции существующих станций метро подрядчики могут заключать контракты напрямую с ГУП «Московский метрополитен». Так, «Мосметрострою» в этом году достался от ГУПа крупный контракт на 7,5 млрд. руб. на выполнение работ по реконструкции части Филевской линии метрополитена.
По словам источника “Ъ”, в случае закрытия сделки слияния «Мосметростроя» с «Мосинжпроектом» не планируется.
Но это все равно не избавит от необходимости согласовывать сделку с ФАС, которая может заблокировать ее, если выяснится, что покупка «Мосметростроя» приведет к монополизации рынка, подчеркивает Дмитрий Горбунов.
В этом случае властям придется доказывать регулятору, что у компаний будут разные функции, предполагает гендиректор «Евроэксперта» Екатерина Синогейкина: например, «Мосметрострой» будет отвечать за экспертизу, а вся основная операционная и строительная деятельность будет интегрирована в «Мосинжпроект». С точки зрения синергии такая сделка мэрии выгодна, считает эксперт.
Продажа «Мосметростроя» в интересах и ВТБ, которому акции достались в 2017 году в рамках урегулирования части долга компании, добавляет госпожа Синогейкина. Она отмечает, что убыток ВТБ в 2018 году в 11,8 млрд. руб. был получен, в частности, из-за обесценивания вложений в акции ряда компаний.