Мэрия Перми подготовила антикризисный вариант бюджета на 2015 год — расходы и доходы бюджета предлагается сократить на 870 млн руб. Среди наиболее затратных проектов «пострадала» покупка у структур депутата Владимира Плотникова спорткомплекса «Спортхолл» и реконструкция лицея №10.
В то же время КСП Перми предлагала мэрии свой вариант сокращения расходов, среди которых, в частности, значилась отмена субсидий на студенческие проездные. Но в мэрии этим не воспользовались. Эксперты „Ъ“ полагают, что выкупать за бюджетные деньги построенные объекты неверно с точки зрения идеологии, а подрастающее поколение надо поддерживать.
10 апреля 2015 года администрация Перми внесла в думу проект поправок в бюджет города на 2015–2017 годы, предполагающих сокращение доходов и расходов городского бюджета в 2015 году на 870,6 млн руб. Мэрия прогнозирует, что в 2015 году недополучит налога на доходы физлиц на 524 млн руб., земельного налога — на 275 млн руб.
Большая часть предложенных к секвестру расходов — 670,3 млн руб. — не исключается из ранее утвержденного бюджета, а переносится на 2016–2017 годы. Источником финансирования перенесенных расходов, как отмечают в администрации, станут нераспределенные доходы 2016–2017 годов.
С учетом появившихся у мэрии дополнительных обязательств в 2015 году (аренда спорткомплекса «Прикамье», выплата пособий) общая сумма секвестра составит 1,017 млрд руб. Однако дефицита бюджета мэрия не планирует: в активе властей — нераспределенные остатки с прошлого года.
Накануне внесения поправок администрация города провела консультации с руководством думы и КСП. Совещание не афишировалось, прошло в присутствии узкого круга приглашенных, а его участники категорически отказывались комментировать итоги состоявшегося обсуждения.
Тем не менее, как выяснил „Ъ“, глава администрации Перми Дмитрий Самойлов выслушал предложения руководителей думы по поводу будущего секвестра. Так, первый вице-спикер Аркадий Кац предложил не выкупать в 2015 году спорткомплекс «Спортхолл» (принадлежит депутату гордумы Владимиру Плотникову). Его предложение было поддержано: 100 млн руб., ранее запланированных в бюджете этого года на покупку спорткомплекса, решено перенести на 2016 год.
Городская КСП представила таблицу лишних, по ее мнению, обязательств, взятых городом добровольно, на общую сумму свыше 400 млн руб. Среди них, например, субсидирование из городского бюджета студенческих проездных, принятое муниципалитетом еще в 1990-е годы. На эти цели из городской казны ежегодно тратится от 50 до 100 млн руб.
Но на отказ от субсидий на проездные для студентов администрация все же не пошла. «Это вещь политическая. С 1 января 2015 года проездные для студентов и так подорожали, а если теперь их отменить — представляете возмущение этой категории граждан?» — сообщил „Ъ“ источник в мэрии.
Помимо переноса покупки «Спортхолла» предлагается уменьшить расходы на реконструкцию здания лицея №10 на 97,5 млн руб. в 2015-м и 212,5 млн руб. в 2016 году с одновременным переносом расходов на 2017 год.
На следующий год решено перенести и 26 млн руб., запланированных на приобретение помещений под МФЦ. 24,5 млн руб., предусмотренных на приобретение в собственность здания для муниципального архива, перейдут на 2017 год и т.д. На 7%, или 7,5 млн руб., мэрия планирует сократить затраты на содержание главы администрации и его заместителей, а также глав районов и муниципальных служащих.
За счет распределения свободных остатков бюджетных средств на начало 2015 года предлагается увеличить расходы на 277,4 млн руб. Из них 79,4 млн предлагается направить на ремонт многоквартирных домов, в том числе жилья инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, 108,3 млн руб. — на выплату пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 4 лет, не посещающих детсады, и так далее.
Напомним, что в декабре 2014 года депутаты ПГД большинством голосов утвердили бюджет Перми на 2015–2017 годы. Главный финансовый документ получился сбалансированным, сохраняющим преемственность бюджету 2014 года, исполнение которого по доходам и расходам составило 99,4 и 99,5% соответственно.
В качестве одной из отличительных особенностей бюджета на ближайшую трехлетку его разработчики отмечали увеличение инвестиционной составляющей с 8% в 2014-м до 13% в 2015 году, с последующим ростом в 2016 и 2017 годах, а также увеличение инвестиций в сферу образования, куда планируется направить 55% расходов. На дорожную деятельность и транспорт приходится 14%, на жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство — 10%, на культуру — 3,6%.
В рамках реализации антикризисных мер, разработанных по поручению главы государства и губернатора Пермского края, в администрации города был утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Перми в 2015 году. Одним из главных мероприятий, входящих в состав документа, является сокращение расходов бюджета города на 2015 год.
Глава Перми Игорь Сапко отказался комментировать внесенные в думу поправки, отметив, что «пока все в режиме обсуждения, а решающее слово будет за депутатами». Председатель думского комитета по бюджету и налогам Наталья Мельник также воздержалась от комментариев.
По мнению правозащитника Дениса Галицкого, решение администрации воздержаться от покупки «Спортхолла» очень правильное. «Выкупать за бюджетные деньги построенные кем-то когда-то объекты неверно с точки зрения идеологии. Люди хотели заработать, построили. Теперь оказалось невыгодно, предлагают муниципалитету. Так может дойти и до того, что город начнет покупать торговые центры, в целях, скажем так, сохранения своей продовольственной безопасности, но это же абсурд», — говорит эксперт, полагая, к тому же, что рыночная стоимость предлагаемых городу для покупки объектов существенно меньше той, какую за нее запрашивают собственники.
Источник в думе считает, что депутат Владимир Плотников будет благодарить за перенос сделки по «Спортхоллу»: «Ему избираться в следующем году. В кризис тратить такие деньги на покупку спортивных объектов, когда тяжело с выплатами бюджетникам, — ущерб имиджу. Сам он отказаться не может, иначе сочтут за пиар. А так ему сделку помогли перенести», — полагает он.
Экс-мэр Перми Аркадий Каменев считает, что при секвестре городского бюджета «надо соблюсти ряд важных принципов: во-первых, сохранить социальные льготы для поддержки малообеспеченных слоев населения, во-вторых, не надо резко сокращать расходы на здравоохранение и образование, в-третьих, поддерживать спорт. «Ну и конечно, надо поддерживать подрастающее поколение, в том числе и студентов, ни в коем случае не ущемляя их интересов», — подчеркивает господин Каменев.