По данным газеты «Коммерсант», в России появится Корпорация морского приборостроения, следует из проекта указа президента, подготовленного Минпромторгом и опубликованного на regulation.gov.ru. Предприятие должно быть учреждено в шестимесячный срок, на все мероприятия по его созданию отводится полтора года.
100% акций будет находиться в федеральной собственности. В уставный капитал КМП войдут четыре концерна: «Электроприбор», «Моринформсистема-Агат», «Аврора» и «Океанприбор». Также РФ вложит 100 млн. руб. в уставный капитал будущей корпорации.
Как следует из пояснительной записки, объединение концернов позволит структурировать имущественный комплекс и оптимизировать структуру профильных и непрофильных активов, сконцентрировать научные коллективы на решении приоритетных задач ГОЗ, военно-технического сотрудничества и диверсификации.
В частности, речь идет об устранении пересечения компетенций предприятий и дублирования выпускаемой продукции, сокращении затрат.
В записке в качестве положительного примера «концентрации организаций судостроительной промышленности и эффективности управления их деятельностью» называется создание Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
В Минпромторге “Ъ” пояснили, что завершить основные мероприятия по созданию КМП планируется до конца 2020 года при условии своевременного согласования документов. Вопрос финансирования создания корпорации прорабатывается с заинтересованными сторонами с учетом имеющегося опыта создания интегрированных структур, добавили в министерстве, сейчас «оптимальный размер необходимых средств» не определен.
Включаемые в корпорацию предприятия главным образом производят оборудование для военных целей.
«Моринформсистема-Агат» объединяет в себе предприятия, создающие интегрированные боевые информационные и управляющие системы для кораблей, радиолокационные системы навигации, управления артиллерийскими и ракетными комплексами.
«Аврора» разрабатывает и производит боевые информационно-управляющие системы для кораблей, подлодок и судов, а также системы управления ядерными энергетическими установками.
Предприятия «Океанприбора» в основном занимаются производством гидроакустической техники и исследованиями в области прикладной гидроакустики.
Предприятия концерна «Электроприбор» разрабатывают и производят, а также занимаются модернизацией и сопровождением в эксплуатации навигационной техники и средств связи для кораблей, подводных лодок и судов.
Общая выручка предприятий за 2018 год составляет около 50 млрд. руб.
Источники “Ъ” отмечают, что ранее обсуждалась подготовка указа президента по созданию приборостроительного кластера, который должен был войти в «Ростех».
В ноябре 2016 года Минпромторг также публиковал на regulation.gov.ru проект президентского указа о передаче госкорпорации 100% акций находящихся в федеральной собственности концернов «Электроприбор», «Моринформсистема-Агат», «Океанприбор» и «Аврора», а также «Гранит-Электрон», который в 2018 году вошел в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение».
Собеседники “Ъ” отмечают, что в итоге от этой идеи отказались, было принято решение оставить все на балансе Росимущества. В «Ростехе» “Ъ” сообщили, что решение о судьбе активов принимает государство, и в данном случае решений и поручений нет, вопрос на текущий момент не является актуальным.
В Минпромторге же заявили “Ъ”, что вопрос интеграции создаваемой корпорации в состав «Ростеха» «целесообразно рассматривать не ранее чем через 5–10 лет после анализа эффективности ее работы и выполняемых задач в интересах обороны и безопасности государства».
Сегодня в России в гражданском судостроении строятся не суда, а корпуса, отмечает он, это 15–20% от стоимости всего заказа, в то время как все оборудование на них импортное, и деньги уходят в бюджеты других государств. По определенным позициям, в том числе по электронике, отставание у РФ в последние годы только возросло, отмечает собеседник “Ъ”.
При этом важно, чтобы во главе такой структуры встал высокопрофессиональный лидер, считает собеседник “Ъ”. В то же время пример ОСК показывает, что объединение различных предприятий не всегда происходит удачно, добавляет он,— корпоративная система управления верфями до сих пор не дала однозначно положительных результатов, долги предприятий и самой корпорации увеличиваются, а трудности появляются даже у ранее успешных заводов.