По данным газеты «Коммерсант» и информационного агентства AK&M, НПФ «Благосостояние» отказался от продажи своей лизинговой «дочки» целиком и собирается продать ее по частям, рассказали четыре человека, знакомые с положением в НПФ и решениями, которые принял фонд.
НПФ начал процесс продажи лизинговой компании в начале апреля 2018 года, однако основные претенденты — структуры ВТБ, Сбербанка и ГТЛК — отказались от ее покупки.
По словам одного из собеседников, знакомого с расстановкой сил на лизинговом рынке, ГТЛК для покупки «Трансфин-М» необходима была докапитализация, «Сбербанк Лизинг» делает ставку на органический рост, потому не проявил большого интереса, «ВТБ Лизинг» не устроила цена (37,5–40 млрд. руб.). Другой собеседник добавил, что ВТБ планировал купить лизинговую компанию дешевле 30 млрд. руб.
В портфеле «Трансфин-М» доминирует железнодорожная техника (86%). По объему лизингового портфеля (324,7 млрд руб.) компания по итогам 2017 года занимала пятое место в рейтинге «Эксперт РА». Согласно отчетности по МСФО, за первое полугодие компания поучила 1,5 млрд руб. чистой прибыли, на 75,3% больше, чем годом ранее.
НПФ вынужден избавиться от актива из-за необходимости прохождения стресс-тестов с 2019 года. «ЦБ проводит встречи с менеджментом "Благосостояния" и подталкивает его к продаже "Трансфин-М". Позиция регулятора — фонды не должны владеть финансовыми компаниями»,— указывает еще один из собеседников.
Источник, знакомый с положением дел в фонде, отмечает, что концентрация ценных бумаг лизинговой компании в активах НПФ (около 16%) не позволяет ему пройти стресс-тестирование. «Для фонда необходимо полностью выйти из акций "Трансфин-М" и значительно сократить объем его облигаций»,— утверждает он.
На встрече с топ-менеджментом «Трансфин-М» исполнительный директор «Благосостояния» Анатолий Милюков объявил об уходе с поста гендиректора лизинговой компании Дмитрия Зотова, объяснив это тем, что ему «тяжело» ее распродавать по частям, рассказали собеседники.
По данным информированных источников, господин Зотов станет советником господина Милюкова, чтобы «следить за реализацией активов».
НПФ «Благосостояние» планирует реализовать основные активы «Трансфин-М» уже до конца первого полугодия следующего года. Но, по словам собеседников, нынешняя ценовая конъюнктура на железнодорожный транспорт позволяет получить сопоставимую сумму с ранее запрошенной фондом за всю компанию, если вагоны будут реализованы по рыночным ценам.
«Реализовать большую часть активов "Трансфин-М" за полгода возможно»,— считает директор по банковским рейтингам «Эксперта РА» Руслан Коршунов. Однако, по его оценке, в этом случае будет существенный дисконт к первоначальной цене.
«Цена в 1,2–1,3 капитала (27,5–30 млрд. руб.) в таком случае вполне реальна»,— полагает он. Источник, знакомый с оценками «Трансфин-М» со стороны PricewaterhouseCoopers (готовила оценку компании к продаже целиком), считает, что «только от продажи активов в железнодорожной отрасли по рыночной стоимости с учетом погашения обязательств можно получить около 25 млрд. руб.».
«При нынешней ценовой конъюнктуре за активы лизинговой компании можно получить и 33–37 млрд. руб.»,— настроен более оптимистично один из собеседников на лизинговом рынке.
Впрочем, особого спроса на активы «Трансфин-М» нет. «Покупателями на лизинговые активы могут стать как бывшие претенденты на всю компанию, которые имеют схожую специализацию на железнодорожном сегменте, так и новые быстрорастущие игроки»,— считает господин Коршунов.
«Портфель финансового лизинга предлагается "ВТБ Лизинг", "Сбербанк Лизинг", ГТЛК»,— указывает один из собеседников.
При этом два источника уверяют, что интерес к операторскому бизнесу компании, в частности, к ее «дочке» «ТФМ-Оператор», проявляют структуры совладельца компании «Вектор Рейл» Алексея Тайчера. В частности, по их данным, пришедший недавно на должность гендиректора «ТФМ-Оператора» Андрей Подколзин близок к господину Тайчеру.
ПАО "ТрансФин-М" (ИНН 7708551181) учреждено 4 февраля 2005 года НПФ "Благосостояние". Компания разработала и использует единую технологию передачи оборудования в лизинг. В сферу деятельности входит лизинг железнодорожного транспорта, коммерческой недвижимости, оборудования, автомобилей и спецтехники.
В собственности компании находятся более 64 тыс. грузовых вагонов стоимостью более 120 млрд. руб., более 500 единиц спецтехники стоимостью около 10 млрд. руб. и различные активы в сегментах промышленного оборудования, недвижимости, авиатранспорта и водных судов.
Чистая прибыль ПАО "ТрансФин-М" по МСФО в первом полугодии 2018 года выросла на 75,29% до 1,445 млрд руб. с 824,301 млн руб. за аналогичный период 2017 года.
Процентные доходы от финансового лизинга увеличились на 13,33% до 8,108 млрд. руб. с 7,154 млрд. руб., чистый процентный доход - на 13,99% до 2,459 млрд. руб. с 2,157 млрд. руб., прибыль до налогообложения - на 70,71% до 1,747 млрд. руб. с 1,024 млрд. руб.
Чистая прибыль ПАО "ТрансФин-М" по РСБУ в первом полугодии 2018 года выросла на 45,86% до 873,63 млн. руб. с 598,958 млн. руб. за аналогичный период 2017 года.
Выручка увеличилась на 28,11% до 20,163 млрд. руб. с 15,739 млрд. руб., прибыль от продаж - на 43,47% до 10,973 млрд. руб. с 7,648 млрд. руб., прибыль до налогообложения - на 45,14% до 1,069 млрд. руб. с 736,847 млн. руб.