По данным газеты «РБК daily», Россия и Украина в очередной раз заявили о желании объединить своих авиастроителей. Но если до сих пор дальше слов дело не продвигалось, то сейчас российская ОАК и украинский «Антонов» договорились о создании управляющей компании, которая займется координацией производства и продвижением самолетов семейства Ан-148, Ан-140, Ан-70 и Ан-124. Впрочем, создание СП — лишь промежуточный этап на пути к объединению авиастроителей двух стран. Ожидается, что ОАК получит контроль в «Антонове» в обмен на пакет акций корпорации.
Решение о создании СП стало вынужденным. Российская сторона, заинтересованная главным образом в конструкторском бюро «Антонова», трижды пыталась положить начало объединительному процессу: ОАК готовила проекты соглашений между авиастроителями обеих стран, однако они так и не принимались украинской стороной. В то же время созданный в 2008 году «Антонов» является госхолдингом, который не может создавать никаких совместных предприятий. На сегодняшний день в него входят конструкторское бюро «Антонов», серийный завод «Антонов», 410-й завод гражданской авиации, Харьковский авиазавод. В декабре 2008 года правительство Украины приняло решение реформировать авиационную промышленность, объединив предприятия, вначале в 2010 году акционировав их.
Создание управляющей компании — лишь промежуточный этап на пути интеграции ОАК и «Антонова». Согласно последнему проекту соглашения между правительствами России и Украины о сотрудничестве в авиастроении (который готовился ко встрече президентов в Харькове и не был подписан), 50% плюс одна акция ГАК «Антонов» должны быть внесены в ОАК, которая оплатит этот актив собственными акциями. На какую долю в ОАК может рассчитывать украинская сторона, не указывается. При этом в документе прописано, чтобы все необходимые для интеграции компаний решения были приняты не позднее 1 августа 2010 года.
«Авиационный научно-технический комплекс им. О. К. Антонова» был основан в 1946 году Олегом Констановичем Антоновым, выдающимся авиаконструктором. За время существования компанией было создано более ста типов и модификаций самолетов различного класса и назначения.
Сегодня АНТК им. О. К. Антонова - это квалифицированный коллектив, конструкторское бюро, большой комплекс лабораторий, экспериментальный завод и испытательный комплекс, что позволяет решать различные задачи по разработке и сертификации самолетов, так же, как и взаимодействовать с производителями всех типов самолетов «Антонова».
Достоинства самолетов «Антонов» - надежность конструкции и экономическая эффективность, универсальность выполнения перевозок, возможность эксплуатации на грунтовых аэродромах и простота обслуживания. Благодаря этим качествам свыше полутора тысяч самолетов экспортированы в более чем 70 стран мира. Всего же построено более 22 000 самолетов «Антонов».
В настоящее время фирма «Антонов» разрабатывает и строит новые опытные самолеты и модификации ранее созданных самолетов, обеспечивает их эксплуатационное сопровождение, выполняет инжиниринговые работы по повышению ресурса эксплуатируемой авиатехники, проводит обучение и переучивание летного и технического персонала, направляет квалифицированных специалистов для оказания помощи в освоении авиатехники и обучения национальных кадров, осуществляет на чартерной основе международные перевозки грузов, в том числе и нестандартных, участвует в международной кооперации по проектированию и производству авиатехники, занимается созданием наземных транспортных средств.
В двадцатых числах апреля этого года глава ОАК Алексей Федоров отмечал, что «стороны неоднократно подтверждали свою заинтересованность в интеграции авиапромов, сейчас обсуждается механизм». По его словам, «шар на украинской стороне, потому что надо подготовить юридически правовую форму украинских предприятий для возможности интеграции». По словам г-на Федорова, основным механизмом интеграции остается обмен акциями. «ОАК уже подготовила предложения и передала в Минпромторг свой вариант проекта сотрудничества с «Антоновым».
В данный момент продолжаем переговоры с украинской стороной в надежде на заключение соглашения в максимально быстрые сроки», — говорит представитель ОАК Константин Лантратов.
В ИФК (компания занимается продвижением Ан-148) отмечают, что КБ «Антонова», как показывает практика, на сегодняшний день является сильнейшим коллективом на постсоветском пространстве, способным разрабатывать и внедрять в производство современные авиалайнеры. Пример тому — разработанный в кратчайшие сроки по мировым меркам Ан-148 и как его развитие Ан-158. «На сегодняшний день это наиболее востребованная машина из всей линейки, которую производит российский авиапром», — говорит представитель ИФК.