Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,60  (-28,29%)
803,70  (-12,59%)
5 917,11  (+0,13%)
97 044,30  (+2 595,66%)
3 328,61  (+248,74%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds

Национализация в Крыму продолжится в новом качестве

Власти Крыма и Севастополя намерены с 1 марта прекратить прямую национализацию активов. Последними компаниями, изъятыми у украинских собственников, стали подконтрольный Vimpelcom "Киевстар" и судостроительный Севморзавод президента Украины Петра Порошенко.

Но перераспределение собственности на полуострове на этом не завершится: теперь Крым и Севастополь могут забирать "бесхозные" активы, владельцы которых не перерегистрировали компании в российской юрисдикции.

В пятницу - 27 февраля 2015 года, Госсовет Крыма принял решение прекратить с 1 марта национализацию в республике. Но еще 27.02.2015 г. список дополнился новыми активами, включая имущество "Киевстара", "Укртелекома" и Ялтинской киностудии (повторно). Глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что в целом в республике национализировано около 250 объектов, "подавляющее большинство" из которых — имущество Игоря Коломойского.

Решение о национализации крымского филиала "Киевстара" было принято 27 февраля Госсоветом Крыма по предложению Сергея Аксенова. К региону перешли сеть офисов "Киевстара" и оборудование. В пояснительной записке говорится, что компания отказалась перерегистрироваться в России и не пыталась получить российские лицензии.

При прекращении работы "Киевстара" в августе 2014 года без связи остались 620 тыс. сотовых абонентов и около 25 тыс. абонентов широкополосного доступа в интернет (ШПД), им деньги не вернули, и только в Симферополе 10 тыс. абонентов понесли ущерб в 2,5 млн руб.

"Киевстар" перестал оказывать услуги на полуострове с 11 августа, после того как, по сообщению самой компании, произошел "захват" симферопольского офиса вооруженными людьми. Крымские власти сочли, что отключение произошло "из Киева", и трактовали это как "очередную попытку дестабилизировать ситуацию на полуострове".

"Киевстар" обещал возобновить работу в Крыму, но этого не произошло: офисы закрылись, сотрудники не получали зарплаты, а оборудование осталось без обслуживания, говорится в постановлении Госсовета. В Vimpelcom (контролирует "Киевстар") заявили, что после вынужденного прекращения работы в Крыму предложили сотрудникам переезд или увольнение с компенсацией.

"Оборудование было списано с баланса "Киевстара" на сумму $13 млн,— отметили в Vimpelcom.— Это имущество по закону продолжает оставаться собственностью "Киевстара", мы будем анализировать все доступные юридические инструменты для защиты наших прав".

Вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский рассказал "Ъ", что в планах правительства создать на базе инфраструктуры "Киевстара" и национализированного ранее крымского филиала "Укртелекома" унитарное предприятие "Крымтелеком".

"В Крыму функционирует один оператор мобильной связи ("К-Телеком".— "Ъ"). Этого недостаточно, возникают сбои",— сказал господин Полонский. Он уточнил, что для развития "Крымтелекома" могут привлекаться частные инвестиции, но "контрольный пакет акций будет у государства".

Другой сотовый оператор, прекративший оказывать услуги в Крыму в августе прошлого года,— "МТС-Украина" (принадлежит российской МТС) — ранее объявил, что продал расположенное на полуострове оборудование двум инвесторам за €17,7 млн. Национализированное имущество "Укртелекома" на рынке ранее оценивал "Ъ" в $20-30 млн.

Последним аккордом национализации в Севастополе стали 12 предприятий, в том числе судостроительный Севморзавод, ранее подконтрольный президенту Украины Петру Порошенко. Предприятие занимается судоремонтом, в том числе военных кораблей, а также строит плавкраны, но в последние годы загружено мало.

Губернатор Севастополя Сергей Меняйло сказал 1 марта 2015 г., что уже 2 марта Севморзавод будет зарегистрирован как ГУП, а вскоре власти планируют провести инвентаризацию: "Сейчас нужно зайти туда и понять, что там творится: чье имущество, кому что в аренду сдавалось, что разворовано".

Городские власти неоднократно заявляли о необходимости смены собственника Севморзавода, но до сих пор речь шла о продаже. В марте 2014 года и. о. главы Севастополя Дмитрий Белик говорил, что собственнику "будет сделано предложение по выкупу".

В июне Сергей Меняйло сообщил, что городские власти проверяют законность приватизации Севморзавода, а в сентябре уверял, что по-прежнему прорабатываются варианты покупки предприятия. Сам господин Порошенко еще в мае 2014 года говорил, что будет продавать свои активы после вступления в должность президента в июне.

По словам источников "Ъ", знакомых с ситуацией, переговоры о покупке Севморзавода действительно велись с представителями Петра Порошенко, но "в итоге зашли в тупик". "Украинская сторона по понятным причинам не хотела перерегистрировать завод в российской юрисдикции, а уж тем более продавать его новому собственнику из России",— отмечает один из собеседников "Ъ".

При этом, подчеркивают источники "Ъ", завод "находится в крайне сложном положении" и "нуждается в модернизации и загрузке", поэтому городские власти "в итоге решили действовать радикальным путем". Источник в окружении Петра Порошенко сообщил "Ъ", что национализацию Севморзавода "следует расценивать как еще один агрессивный шаг России в отношении Украины и ее руководства".

 Севморзавод предполагалось передать государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), говорят источники "Ъ". Но "это далеко не самый привлекательный судостроительный актив в Крыму, для ОСК он был бы скорее обременением",— уточняет один из собеседников "Ъ".

Он отмечает, что у предприятия проблемы не только с утраченными производственными фондами и компетенциями, но и с загрузкой (пока военные заказы достаются расположенному в Севастополе 13-му судоремонтному заводу Минобороны).

Но два других "более интересных крымских актива" — керченский "Залив" и феодосийская верфь "Море" — в итоге так и не попали в сферу влияния ОСК.

"Залив" работает в "тесной кооперации" с Зеленодольским судостроительным заводом, который де-факто "контролирует и операционную деятельность", а загрузкой "Моря" занимается частный петербургский судостроительный завод "Пелла".

Президент ОСК Алексей Рахманов вчера сообщил "Ъ", что "в нынешней конфигурации корпорации будет значительно легче взаимодействовать с новым собственником и организовывать производственную деятельность на Севморзаводе".

Всего с весны 2014 года в Крыму и Севастополе под национализацию попало около 480 организаций, в том числе "Черноморнефтегаз" и ключевые инфраструктурные компании.

Но официальное завершение национализации не означает, что украинские владельцы компаний могут успокоиться: в зоне риска остаются все юрлица, не сменившие регистрацию на российскую.

Зампред законодательного собрания Севастополя Александр Кулагин  напомнил, что 1 марта заканчивается срок перерегистрации юрлиц в Крыму, и власти города начнут признавать предприятия, оставшиеся в украинской юрисдикции, "бесхозными" и передавать их в госсобственность "без принятия регионального закона" о национализации.

Директор департамента правительства Севастополя по правовым и имущественным вопросам Денис Рудаков не смог уточнить "Ъ", сколько предприятий не перерегистрировалось.

Вице-премьер Крыма Евгения Бавыкина (курирует экономический блок) пояснила "Ъ", что справку о количестве таких предприятий в регионе она должна была получить от налоговиков в в понедельник - 2 марта 2015 г.

Источник "Ъ" в правительстве Крыма говорит, что почти все предприятия, которые отказались регистрироваться в РФ, уже национализированы. Возможно, что кого-то упустили, признает он, но все крупные предприятия в частной собственности работают по российским документам и платят в РФ налоги.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст