По данным газеты «Ведомости», Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) инвестирует в холдинг InfoWatch Натальи Касперской, сообщил человек, близкий к одному из участников сделки, и подтвердили представители компаний.
InfoWatch разрабатывает средства защиты информации. РФПИ получает долю в российских активах InfoWatch, куда входят бренды InfoWatch (корпоративная система защиты от утечек информации), Cezurity (защита от целевых атак), Taiga (защита мобильных устройств) и Attack Killer (защита веб-ресурсов – интернет-банкинга, торговых площадок).
Партнеры не раскрывают сумму сделки и долю, которую купил РФПИ. Она составляет 3,75% группы InfoWatch при оценке приблизительно в 50 млн руб. за 1%, знают два человека, близких к разным участникам сделки, таким образом, InfoWatch могла привлечь до 187,5 млн руб.
InfoWatch нужны деньги для зарубежного развития – локализации средств безопасности на иностранных рынках и открытия офисов в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, сообщает представитель компании.
Продукты компании уже продаются в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Индии и Юго-Восточной Азии, напоминает он, но какова зарубежная выручка, не говорит.
В России холдинг за 2015 г. заработал 1,1 млрд руб., а в 2016 г. (по предварительным итогам) доход увеличится на 40%, передала через представителя Касперская. 65% дохода компании приносят банки, госструктуры и нефтегазовый сектор.
100% холдинга могли бы стоить до 5 млрд руб. Если бы речь шла о западной компании – разработчике IT-продуктов, такая оценка могла бы быть даже заниженной, считает совладелец крупной российской IT-компании. Но в российских реалиях точную оценку может дать лишь фондовый рынок, уверен собеседник.
Сумма небольшая – ее хватит на годовую поддержку продаж в 2–3 зарубежных странах, уверен председатель совета директоров IT-холдинга «Айти» Тагир Яппаров. Но первая сделка – первая оценка, что гораздо важнее для привлечения будущих инвестиций, которые, вероятно, последуют для наращивания экспорта, думает он.
По мнению Яппарова, для обеих сторон это хорошая сделка: InfoWatch получила высокую оценку (исходя из ее выручки), а РФПИ – растущий актив.
InfoWatch привыкла жить по средствам и сохранять темпы роста без инвестиций, но вот с международными продажами, несмотря на все усилия, пока дела обстоят не так хорошо, как на внутреннем рынке, передает представитель компании слова Касперской.
Программисты у InfoWatch лучшие в мире, уверяет она, но компания проигрывает из-за слабого маркетинга и рекламы на зарубежных рынках.
РФПИ – государственный фонд, под управлением которого находится $10 млрд. Он был создан в 2011 г. Во всех сделках РФПИ выступает соинвестором вместе с крупными международными инвесторами. Но в случае с InfoWatch РФПИ пока инвестировал в одиночку.
Дело в том, что в апреле 2016 г. фонд стал участвовать в государственном механизме «инвестиционного лифта» для поддержки малых и средних российских компаний, передает представитель РФПИ слова гендиректора фонда Кирилла Дмитриева.
Механизм предполагает небольшие инвестиции от РФПИ на первом этапе, а на последующих стадиях, по мере роста компаний и их потребности в инвестициях, предполагается привлечение иностранных партнеров, объясняет Дмитриев. В 2016 г. фонд вкладывался по такой модели в производителя инсулина «Герофарм».
РФПИ инвестировал в Московскую биржу, проект «Ростелекома» по ликвидации цифрового неравенства, «Россети» и ритейлера «Магнит».
С 2017 г. фонд будет искать компании для инвестиций в высокотехнологичном секторе и IT, говорит Дмитриев: РФПИ изучал российский IT-рынок и нашел не так много компаний, куда можно вложиться прямо сейчас по рыночной цене (или вовсе ниже рынка).
Вдобавок сегмент IT-безопасности (где работает InfoWatch) быстро развивается и одновременно далек от насыщения, объясняет Дмитриев.
Летом прошлого года InfoWatch сама стала соинвестором. Подотчетный Минкомсвязи фонд «Росинфокоминвест» договорился о совместных с InfoWаtch инвестициях в «Крибрум» Игоря Ашманова, компания занимается мониторингом и анализом соцсетей.
В обмен на долю в «Крибруме» фонд вложит в компанию более 150 млн руб., чуть большую сумму компания получит от InfoWatch, знает человек, близкий к Минкомсвязи. Деньги «Крибрум» также собирался тратить на международную экспансию.