Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,60  (-28,29%)
803,70  (-12,59%)
5 917,11  (+0,13%)
97 044,30  (+2 595,66%)
3 328,61  (+248,74%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Нажился на Хабаровске, вложился в США — история миллиардного…

Нажился на Хабаровске, вложился в США — история миллиардного обогащения экс-мэра Хабаровска

25.04.2019, Mergers.ru

По данным Первого антикоррупционного СМИ «Рasmi.ru», как продать муниципальную недвижимость и купить шесть домов в Калифорнии.

Истоки обогащения.

Штаб Алексея Навального в Хабаровске опубликовал большое расследование о действующих в городе бизнес-кланах, связанных с самой верхушкой местной мэрии — самим мэром (теперь с приставкой экс) Александром Соколовым и его многолетним заместителем Валерием Лебедой.

Соколов руководил городом без перерыва 18 лет, Лебеда же до сих пор находится у руля. За это время чиновники, их родные и друзья подмяли под себя почти всю бизнес-сферу, связанную с продажей и сдачей в аренду муниципальной недвижимости.

Формально власть в Хабаровске сменилась осенью 2018 года, когда на выборах победил новый мэр Сергей Кравчук, ранее руководивший одним из районов города.

Однако на деле ничего не поменялось — по мнению антикоррупционеров, Кравчук получил возможность занять кресло мэра в обмен на обещание не делать никаких существенных кадровых перестановок в городской администрации и не мешать серьезным людям вести свой бизнес.

Главным инструментом получения дохода высокопоставленных чиновников и их приближенных, утверждают авторы расследования, стала муниципальная недвижимость. В этом Соколов и Лебеда далеко не новаторы, подобные истории можно найти практически в каждом российском городе более-менее приличного размера.

В конце 90-х мэрия Хабаровска начала массовое строительство крытых торговых комплексов взамен небольших рынков-толкучек. Строительство велось за счет средств городской казны, а часть средств вложили те самые торговцы, которых сгоняли с насиженных мест под новую крышу.

Правда, за свои деньги предприниматели не получили никакой собственности, а только право платить за аренду площадей в построенных торговых центрах. В 2004 году все торговые комплексы были переданы в собственность нового МУП «Управление инвестиционных программ» (УИП).

По задумке, МУП должно было эффективно управлять полученными активами, извлекать прибыль и инвестировать ее в строительство новых объектов — торговых и деловых центров. Для этого департамент инвестиционного развития города под руководством Валерия Лебеды разработал инвестиционную программу, а УИП превратилось в ОАО, 100% которого принадлежало городу.

Однако уже спустя пару лет чиновники начали реализовывать свою собственную «инвестпрограмму» по выводу привлекательного актива из собственности города. В 2007 году 75% акций УИПа были проданы в частную собственность некому Владимиру Колесникову.

Активисты выяснили, что Колесников с детства был соседом будущего мэра Александра Соколова и даже вместе с ним трудился на высоких должностях в хабаровском крайкоме КПСС. Через свою фирму «Амгуема» Колесников выкупил три четверти муниципального ОАО за 168 млн. рублей, при том что рыночная цена предприятия превышала эту сумму в два-три раза.

По мнению активистов, совершить выгодную сделку Колесникову помогла неверная оценка имущества УИП – эксперты по какой-то причине (или чьему-то указу) засчитали в актив УИП только уже полностью достроенные объекты, не посчитав большой объем объектов еще незавершенного строительства, в которые, тем не менее, были вложены уже сотни миллионов рублей. Торги по продаже акций ОАО провели специально в канун Нового года, чтобы отсечь возможных конкурентов.

Уже в 2008 году УИП достроил в Хабаровске крупный торговый центр «Большая медведица», продажа площадей которого с лихвой окупила все затраты Колесникова на покупку предприятия. Прокуратура пыталась оспорить продажу УИП фактически за бесценок, но проиграла в судах.

«Город вложил много денег по инвестиционной программе в строительство торгового центра, и должен был получить в муниципальную собственность две тысячи квадратных метров. Но не получил. Зато в ТЦ большой площадью владеет сеть аптек Виталайн, которая принадлежит жене вице-мэра Валерия Лебеды», — отмечается в расследовании.

Оставшийся пакет акций УИПа Колесников выкупил по вовсе смехотворной цене — 19,3 млн. рублей. В результате город лишился всех муниципальных торговых комплексов. Теперь они принадлежат членам семей Лебеды, Колесникова и Соколова и их друзьям, либо были перепроданы. Сейчас УИП со всеми активами, которые компания сдает в аренду, оценивается в 1,5 млрд. рублей.

Семейный бизнес.

Почти все родственники вице-мэра, отвечающего за муниципальную собственность, неожиданно стали успешными бизнесменами в сфере строительства и сдачи в аренду недвижимости. Причем, почти вся эта недвижимость раньше была муниципальной, но перешла им при содействии Лебеды.

В 2017 году жена Валерия Лебеды задекларировала 24 млн. рублей годового дохода, при том что муж-чиновник официально заработал только 3 млн. рублей. В собственности у супруги чиновника несколько тысяч метров в помещениях, которые в прошлом принадлежали городу.

Стоимость зарегистрированных на имя женщины десятка компаний превышает 220 млн. рублей. Зачастую жена Лебеды сперва учреждает фирмы, а затем передает их своим детям и выходит из числа учредителей, чтобы у правоохранителей не возникали лишние вопросы.

Свой бизнес на манипуляциях с городской собственность построил и сын вице-мэра Роман Лебеда, который ранее по протекции отца получил должность замдиректора УИП. Роман Лебеда также устроил нескольких своих друзей либо в структуры УИПа, либо в мэрию, под бок к отцу. При бизнесе и сестра Валерия Лебеды, и даже сватья, и лишь он — на госсслужбе.

Точно так же с головой в бизнес окунулось и большое семейство бывшего хабаровского мэра. При этом вся бизнес-империя и состояние семьи Соколовых было создано за то время, пока Александр Соколов стоял у руля.

Например, его дочь Елена в 21 год получила в собственность дорогостоящий земельный участок в центре Хабаровска, на котором вырос ресторан «Баку». На открытие ресторана мэр приезжал лично.

Его сын Александр бесплатно получил долю в цветочном павильоне, построенном по муниципальной инвестпрограмме. Позже павильон разросся до торгового центра, а доля сына мэра увеличилась до 60 процентов. Торговый центр, кстати, строила фирма жены Валерия Лебеды.

В расследовании и далее приводятся примеры, когда родственники мэра получали объекты недвижимости при содействии компаний, связанных с родственниками вице-мэра.

При этом Александр Соколов яростно защищал бизнес-интересы своей семьи, критикуя строительство торговых центров, в которых нет участия его родственников или родственников Валерия Лебеды. В таких случаях Соколов заявлял, что в городе и так достаточно торговых площадей, и нужно бы построить что-то другое.

В то же время связанные с чиновниками структуры получали разрешения на строительство новых ТЦ. Один из таких конфликтов дошел до полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, который жестко осадил хабаровских чиновников, заявив, что те должны помогать инвесторам, а не препятствовать им.

Речь шла о строительстве большого молла на берегу Амура — с торговыми площадями, кинотеатром и аквапарком. Из-за отказа мэрии выдавать разрешение на строительство корейские инвесторы собирались бросить проект и уйти в другой регион.

Все эти махинации и ревностная охрана своей территории от «лишних торговых центров» позволили двум коллегам-чиновникам сколотить внушительное состояние.

Только в Хабаровске авторы расследования насчитали у Соколова, его жены Элеоноры, дочери Елены и двух сыновей Александра и Алексея порядка десяти дорогостоящих квартир в элитных жилых комплексах.

Площадь квартир достигает 170 кв. метров, а цена может превышать 30 млн. рублей. Также у экс-мэра есть квартира в Москве на Старом Арбате стоимостью около 50 млн. рублей.

Калифорнийское счастье.

Но самое главное богатство семейства Соколовых штаб Навального обнаружил в США. Сперва активисты выяснили, что мэр Хабаровска на протяжении долгих лет мог по полгода отсутствовать на рабочем месте — вместо него подписи на важных документах ставили доверенные лица.

При этом мэр мог появиться в городе посреди зимы с морским загаром. Нашлось и объяснение – он облюбовал для себя городок Ирвайн, который находится в Калифорнии, в окрестностях Лос-Анджелеса.

В 2004 году жена Соколова Элеонора купила в Ирвайне первый дом площадью 157 кв. метров и стоимостью $623 тысячи. 156 тыс. долларов женщина выплатила сразу, а на оставшуюся сумму оформила кредит на 30 лет. Вот только рассчиталась она уже в 2008 году.

В 2005 году жена мэра купила второй дом — 148 кв. метров за $680 тысяч. Купила по той же схеме — 200 тысяч сразу, остальное в кредит на 30 лет, погашение за год. Активисты полагают, что схема с кредитом и досрочным погашением использовалась для ухода от возможных вопросов со стороны компетентных органов.

А спросить есть о чем — стоимость только двух домов уже превышает $1 млн., и это при том, что официальный доход Александра Соколова вместе с его супругой за все 18 лет мэрства не насчитывает и одного миллиона долларов.

Всего же таких покупок недвижимости в США у членов семьи хабаровского мэра было шесть. Третий дом куплен в том же Ирвайне в 2007 году за $750 тысяч, с досрочным погашением кредита. Четвертый и пятый были записаны на имя Елены Соколовой (дочь мэра) в Сан-Хосе, их общая стоимость превышает $2,2 млн. Шестой дом приобретен н в Вашингтоне на имя Алексея Соколова за $660 тысяч.

С 2013 года чиновники обязаны отчитываться о своих расходах и расходах членов своей семьи, особенно по недвижимости, особенно по той, что куплена за рубежом. Чтобы самого мэра не выгнали с должности и не привлекли к ответственности за коррупцию, а все купленные в США дома не конфисковали, он сам написал отказ от долевой собственности по каждому из объектов. Жена мэра в дальнейшем подарила все дома своей дочери Елене.

В расследовании также разъясняется возможная причина ежегодного многодневного отсутствия Соколова на рабочем месте — чтобы негражданин США мог рассчитывать на продление гринкарты, ему необходимо проводить на территории страны не менее 180 дней в год.

 

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст