По данным газеты «Коммерсант», Никита Михалков и Андрей Кончаловский привлекли партнеров для развития вендингового бизнеса. В январе в Москве учреждено ООО МТТ, в котором 67,5% у ООО «Акмеро ретейл» управляющего партнера гонконгской инвестиционной компании Acmero Capital Симана Поваренкина.
Еще 20% МТТ принадлежит ООО «Кмвендинг», где по 45% контролируют режиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский (о создании этой компании стало известно осенью 2018 года), остальное — у гендиректора благотворительного фонда господина Михалкова «12» Юлии Станкунас.
Третьим учредителем МТТ с долей 12,5% выступает ООО «Финансово-консалтинговая группа "Река"» Андрея Резника.
Гендиректор МТТ Роман Резник сообщил “Ъ”, что под управлением компании уже около десятка вендинговых автоматов итальянского бренда Saeco с едой и напитками, установленных в московских вузах и на стадионах.
По его словам, в перспективе МТТ планирует довести число автоматов до нескольких тысяч по всей стране. Другие детали топ-менеджер не уточнил.
Гендиректор вендингового оператора «Мегас» Вадим Шиленко оценивает стоимость одного автомата Saeco в 300–350 тыс. руб. в зависимости от комплектации. Таким образом, установка 1 тыс. устройств может обойтись МТТ до 350 млн. руб.
Вендинг — рентабельный бизнес, хотя доходность снижается каждый год, отмечает господин Шиленко. Так, по его словам, из-за роста НДС с 18% до 20% в 2019 году поставщики продуктов для автоматов подняли отпускные цены на 2–5%, тогда как операторы увеличивать стоимость товара не могут, боясь оттока покупателей.
По данным Euromonitor International, в 2018 году оборот российского рынка вендинга вырос на 10,7%, до 37,2 млрд. руб. Крупнейший игрок — Uvenco Бориса Белоцерковского, под управлением которой свыше 13 тыс. автоматов.
Учредители МТТ имеют интересы в смежных с вендингом отраслях. Acmero Capital владеет 40% ГК «Шоколадница» (также управляет сетями «Кофе хауз», ресторанами японской кухни «Ваби саби» и др.).
Андрею Кончаловскому принадлежит 35% ООО «Едим дома ритейл», которое развивает сеть магазинов под вывеской «Едим дома». Сегодня в нее входит десять объектов в Москве и других городах, сказано на сайте компании.
Андрей Кончаловский и Никита Михалков еще в 2015 году собирались создать сеть ресторанов быстрого питания «Едим дома», попросив у президента Владимира Путина на ее запуск почти 1 млрд. руб. Но эти планы не реализовались.
«Еда — это пласт культуры. Это ведь не просто накормить, а накормить тем, что растет в регионе», - Никита Михалков, кинорежиссер, в интервью телеканалу «Россия 24» в 2015 году.
Вендинг в последнее время становится популярным у инвесторов без опыта на этом рынке. Так, в конце 2018 года сеть магазинов продуктов для здорового питания «Вкусвилл» при участии «Кофе хауз» объявила об установке 96 автоматов на платформах Московского центрального кольца.
Кроме того, ритейлер начал размещать в московских офисах микромаркеты с функцией самостоятельной оплаты товара и более широким ассортиментом продукции, чем в автоматах.
Но востребованность услуги сильно зависит от выбора локации. Например, вузы — один из наиболее походящих вариантов: там хорошая проходимость, а альтернатива для быстрого перекуса часто отсутствует, говорит госпожа Болотова.
Иная ситуация, продолжает она, в офисах класса А, где большой выбор заведений общественного питания, а у посетителей и работников более высокие потребности.
В Euromonitor ожидают рост оборота российского рынка вендинга на 4,4%, до 38,8 млрд. руб., в 2019 году. При этом, предупреждают аналитики, конкуренция среди игроков будет обостряться.