По данным газеты «Коммерсант», в четверг - 2 июня 2016 года, в Иркутске прошло совещание под руководством губернатора региона Сергея Левченко по вопросам развития аэропорта Иркутска.
Кроме областных чиновников в нем также участвовали глава совета директоров аэропорта Юрий Фалейчик, гендиректор Корпорации развития Иркутской области Владимир Перетолчин, а также представители холдинга "Новапорт" Романа Троценко, в том числе гендиректор компании Сергей Рудаков.
"Новапорт" представил бизнес-план развития авиаузла, предложив создать паритетное СП холдинга и Корпорации развития Иркутской области с уставным капиталом 100 тыс. руб. "Новапорт" также предложил изменить соглашение Минтранса, Росавиации и региона, чтобы разрешить приобретение без конкурса акций аэропорта и обязательств по строительству авиаузла.
На роль инвестора авиаузла Иркутска претендуют "Новапорт" и "Базэл" Олега Дерипаски (включает "Базэл Аэро"). "Базэл" недоволен тем, что область ведет прямые переговоры с "Новапортом".
В 2015 году аэропорт был передан региону Росимуществом, область должна привлечь минимум 1,1 млрд руб. на техперевооружение и не менее 20 млрд руб. на новый аэропортовый комплекс.
Ранее возможными инвесторами считались "Ростех", "Роснефть", корейская Incheon International Airport Corporation, китайский интернет-ритейлер Alibaba Group. По плану пассажиропоток в Иркутске к 2020 году должен достигнуть 3 млн человек в год (в 2015 году показатель упал на 2%, до 1,7 млн человек).
2 июня "Новапорт" предлагал, чтобы заксобрание региона внесло акции аэропорта Иркутска в УК СП с соответствующим вкладом холдинга и получением СП контроля над аэропортом. "Новапорт", в частности, планирует на заемные средства сделать проект корректировки периметра захоронения жертв политических репрессий (расположено поблизости от аэродрома), провести проектирование и строительство терминала на 3 млн пассажиров в год с выходом на Байкальский тракт.
Однако по данным одного из источников, СП будет "чем-то вроде проектной компании", которая вместе с проектными институтами разработает варианты развития аэропорта (конкретные предложения ожидают получить к осени). Также, по его информации, привлечение инвестора и варианты продажи акций — это "вопрос далекого будущего".
Пока к "Новапорту", по его словам, "присматриваются, никакого эксклюзива ему не предоставляют". Данный источник уверен, что решения заксобрания по передаче акций в СП не потребуется, Корпорация развития Иркутской области — самостоятельное юрлицо. А вопрос развития аэропорта в сторону Байкальского тракта не рассматривается вообще, добавил он.
Как пояснили в "Базэле", компания будет предлагать открытый конкурс как наиболее эффективный способ приватизации с поступлением денег в бюджет. "Компания на предварительных встречах заявила, что готова представить концепцию развития аэропорта",— говорят в холдинге.
Источник в "Базэле" уверен, что конструкция СП имеет ряд недостатков: "Единственный положительный момент — область сохранит контроль над активом. Самый большой вопрос — что внесет инвестор в СП и что получит бюджет региона?"
Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что, как правило, холдинги стремятся получить полностью контроль над активом, но в организациях, где государство имеет долю (иногда даже контрольный пакет), управлением занимается менеджмент.
Поэтому, по его словам, распределение долей зачастую не влияет на эффективность развития авиаузла, главное — способность конкретной команды от инвестора управлять бизнесом.