Основатели сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса» Олег Трыкин и Сергей Верещагин продали принадлежащие им 18,18% ритейлера бывшим совладельцам «Экспобанка». Продажу пакета, который может стоить $74-111 млн, бизнесмены объясняют необходимостью финансировать другой розничный проект — сеть недорогих супермаркетов «Оливье» (занимают площадь 1-1,2 тыс. кв. м, средний чек составляет 600 руб.). «Мы больше верим в этот формат магазинов, а также скептически относимся к перспективам развития мировой экономики»,— объясняет господин Верещагин.
Олег Трыкин и Сергей Верещагин сокращали свое участие в капитале «Азбуки вкуса» постепенно с 2008 года. В марте 2008-го они продали 30% своих акций выходцам из «Экспобанка» и двум другим основателям сети, сохранив пакет в 20%. В 2009 году «Азбука вкуса» провела допэмиссию, в результате которой доли основателей снова уменьшились, а пакет банкиров вырос.
В августе 2011 года Олег Трыкин и Сергей Верещагин договорились, что их пакет акций в 18,18% будет продан бывшим владельцам «Экспобанка» Кириллу Якубовскому, Андрею Вдовину, Павлу Масловскому и Питеру Хамбро. Сейчас сделка закрыта: доля компании V.M.H.Y. Holdings Limited, принадлежащей банкирам, выросла с 31,8% почти до 50%. Контроль над сетью остается за двумя другими сооснователями сети — Максимом Кощеенко и Олегом Лыткиным, которым принадлежит более 50%.
«Азбука Вкуса» - один из наиболее сильных и узнаваемых отечественных потребительских брендов.
История компании началась в 1992 г. с открытия первого павильона «Деликатесы» на Кутузовском проспекте. В 1997 г. акционерами компании было принято решение об открытии супермаркета под названием «Азбука Вкуса», который должен был отличаться широким ассортиментом и высоким уровнем обслуживания. В 2002 г. было принято решение объединить данные магазины под единой концепцией бренда и провести реинжиниринг всех бизнес процессов.
С 2003 г. «Азбука Вкуса» стала развиваться в рамках единой маркетинговой, ценовой, мерчандайзинговой, закупочной, операционной и кадровой политики, а также единого фирменного стиля. На сегодняшний день сеть «Азбука Вкуса» насчитывает 50 супермаркетов в Москве и Московской области.
Ассортимент «Азбуки Вкуса», состоящий из 18 тысяч наименований свежих продуктов, деликатесов, готовых блюд собственного приготовления и элитного алкоголя, рассчитан как на гурманов, так и на тех людей, которые желают иметь широкий выбор и хотят быть безусловно уверенными в качестве покупаемого товара. Выручка «Азбуки Вкуса» в 2011 году, по прогнозам компании, составила около 24 млрд руб. (примерно $816 млн по среднему курсу за год).