Сотрудничество «Транснефти» с группой «Сумма» не ограничивается контролем над «Новороссийским морским торговым портом» и строительством нефтепроводов. «Сумме» принадлежат две железнодорожные компании, одна из которых занимается перевозками труб, а другая — отгрузкой нефти на одном из крупнейших пунктов налива «Транснефти». Сейчас трубопроводная монополия пытается заместить «Сумму» в этом бизнесе, но группа уходить с рынка железнодорожных перевозок не собирается.
В группу «Сумма» Зиявудина Магомедова входят две железнодорожные компании — ООО «Спец-Глобал-Транс» и ООО УК «Трансервис». «Спец-Глобал-Транс» перевозит трубную продукцию, а УК «Трансервис» отгружает нефть и нефтепродукты.
Своих вагонов у «Спец-Глобал-Транс» нет — он арендует около 4 тыс. вагонов. «Спец-Глобал-Транс» перевозит, например, продукцию группы ЧТПЗ и «Выксунского металлургического завода» (входит в ОМК). У «Трансервиса» есть маневровые локомотивы. Общий объем перевозок двух компаний с января 2010 года по октябрь 2011 года составил 13,8 млн тонн.
УК «Трансервис» существует с 2011 года и является грузоотправителем на пункте налива Мегет ОАО «Транснефть» (расположен в Иркутской области, ежемесячные объемы отгрузки превышают 250 тыс. тонн).
Сейчас «Транснефть» хочет поставить на Мегет и на другие пункты налива в качестве грузоотправителя свою новую железнодорожную структуру «Транснефть-Логистика». Она создана в сентябре 2011 года и призвана стать универсальным железнодорожным оператором «Транснефти», то есть обслуживать все ее нефтепотоки и возить в ее интересах трубы. Скорее всего, «Транснефть-Логистика» выкупит «Востокнефтетранс» (занимается перевозками нефти в рамках нефтепроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), 51% — у «Траснефти», остальное — у структур «Уралвагонзавода») и встанет «везде, где заканчивается труба». Тем не менее, за работу на Мегете между структурами «Транснефти» и «Суммы» сейчас разворачивается серьезная борьба.
«Сумма» не раз говорила о своем интересе к железнодорожному бизнесу, но никогда не упоминала о наличии профильных активов. «Мы смотрим на платформы и зерновозы как на наиболее интересный подвижной состав, хотя нас также интересует и универсальный парк. Нам интересно как приобретение нового вагонного парка, так и участие в приватизации, например, «Трансконтейнера», «Второй грузовой компании», «СГ-Транса»,— говорил в президент «Суммы» Александр Винокуров. В мае «Сумма» может заключить первый крупный контракт на поставку вагонов: группа собирается приобрести 3 тыс. вагонов для перевозки зерна.
Группа «Сумма» - это диверсифицированный холдинг, объединяющий перспективные и динамично развивающиеся активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах. В компаниях Группы, которые присутствуют в почти 40 регионах России и за рубежом, занято более 10 тысяч человек. Основатель и акционер компании Зиявудин Магомедов.
Будучи совладельцем крупнейших портов России, компания активно расширяет свое присутствие в области логистики и рассчитывает стать одним из мировых лидеров в мультимодальной перевалке разнообразных грузов, способным обеспечить самые привлекательные условия их отправителям, перевозчикам и получателям.
Интересы и стратегические планы Группы не ограничиваются портовой логистикой. «Сумма» планирует расширять присутствие и в нефтегазовой сфере, осуществляя уникальные для России проекты, которые позволят сократить зависимость регионов Крайнего Севера от «северного завоза» благодаря внедрению технологии преобразования газа в моторное топливо (GTL).
Руководство группы считает перспективным участие в проектах по реализации экспортного потенциала Дальнего Востока и Крайнего Севера и выхода на газовые рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. «Сумма» будет расширять ресурсную базу своих компаний и в других направлениях, включая добычу свинца и цинка, а также продолжать проекты в металлургической и горнорудной отраслях.
В области строительства и инжиниринга руководство «Суммы» выбирает наиболее сложные с технологической точки зрения проекты. Успешно и в срок решая такие задачи как реставрация здания Большого театра, строительство уникальных для России спортивных сооружений, объектов электроэнергетики, транспортной и трубопроводной инфраструктуры, Группа рассчитывает стать компанией, сотрудничество с которой будет естественным выбором для российских и иностранных заказчиков не только современных стадионов, мостов, объектов культуры, но и «экогородов», «умных электросетей» и т.п.
Группа «Сумма» также активно развивает телекоммуникационное направление и реализует проекты по строительству и обслуживанию комплексных систем связи и широкополосного доступа к сети Интернет.
Группа «Сумма» является стратегическим инвестором, принимающим активное участие в управлении компаниями.