Солидный состав претендентов на покупку государственной доли в порту Ванино не отпугнул от борьбы за этот актив компанию «УВЗ-Логистик», транспортное подразделение подконтрольного государству «Уралвагонзавода». Хотя продажа госдоли порта окологосударственной компании противоречит идее приватизации, «УВЗ-Логистик» уже успела заручиться одобрением Федеральной антимонопольной службы.
Помимо En+ Олега Дерипаски, «Мечела» Игоря Зюзина и UCLH Владимира Лисина разрешение ФАС на покупку Ванинского морского торгового порта получила также «УВЗ-Логистик». Приобретение 55% уставного капитала Ванино позволит «УВЗ-Логистик» реализовать проекты, связанные с железнодорожным транспортом, в частности с перевозкой угля по железной дороге. В 2011 году железнодорожный оператор перевез 6,2 млн т груза, однако компания не собирается останавливаться на достигнутом, планируя наращивать объемы перевозок.
Несмотря на то что у «УВЗ-Логистик» весьма скромные финансовые показатели, вес этой компании придает факт вхождения в группу «Уралвагонзавод». Поэтому, если УВЗ готов профинансировать покупку Ванино, у компании есть неплохие шансы побороться с другими претендентами.
Первый аукцион по приватизации Ванино прошел в мае 2011 года. Победу в нем одержал малоизвестный «Сэлтехстрой», предложивший за контрольный пакет акций порта 10,8 млрд руб. Правда, компания не смогла оплатить покупку, и Росимущество аннулировало итоги торгов. Официальная дата проведения повторного аукциона пока неизвестна.
При такой структуре собственности ФАС не должна была разрешать «УВЗ-Логистик» участвовать в аукционе по продаже Ванино, считает Алексей Безбородов из Infranews. Это абсурдная ситуация, продолжает аналитик, ведь если компания выиграет, госпакет порта фактически вернется обратно в руки государства, и тогда пропадет весь смысл приватизации.
Открытое акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» — крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные и сопутствующие транспортно-экспедиционные услуги. Предприятие является правопреемником основанного в 1943 году одноименного морского порта. Основной владелец компании в настоящее время – государство (55% акций).
Ванинский порт — транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Инфраструктуру порта образуют шестнадцать причалов, открытые и закрытые склады, оснащенные портовыми сооружениями и объектами, крановым оборудованием и перегрузочной техникой. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 000 тонн.
В состав стивидорной компании наряду с универсальными причалами входят специализированные терминалы: паромный, контейнерный и глиноземный, а также портовый флот, выполняющий швартовые операции, перевозку пассажиров, снабжение судов водой.