Государственная «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) решила сбить цену «Северной верфи», контрольный пакет которой был заложен ЦБ и продается с торгов. Корпорация не стала участвовать в аукционе, и он сорвался, поскольку других претендентов на верфь нет.
Аукцион по продаже 75,8% акций «Северной верфи», который должен был пройти 7 августа, не состоялся из-за отсутствия заявок. Суд еще в феврале обратил взыскание на акции «Северной верфи», заложенные ЦБ вместе с пакетом Балтзавода по невыплаченному кредиту «Межпромбанка» Сергея Пугачева. Стартовая цена пакета была установлена в размере 14,5 млрд руб. Теперь, по закону «Об исполнительном производстве», начальная цена на вторичных торгах снизится на 15%. Таким образом, она составит около 12,3 млрд руб. Предположительно, новые торги состоятся в конце августа.
ОСК — единственный претендент на «Северную верфь». Во вторичных торгах, скорее всего, будет участвовать непосредственно сама корпорация и ее дочерний «Западный центр судостроения», поскольку по закону должно быть подано не менее двух заявок. ОСК сознательно отказалась от участия в первых торгах, чтобы снизить цену пакета. Сделку будет финансировать госбанк — ОСК ведет переговоры об этом с ВЭБом и «Сбербанком», поэтому решение о снижении цены с помощью вторичного аукциона было согласовано с правительством.
Оценка заложенных судостроительных активов «Объединенной промышленной корпорации» (ОПК) Сергея Пугачева проходила непросто. После того как «Межпромбанк» обанкротился и стало очевидно, что взыскание будет обращено на верфи, их оценивали несколько компаний.
По неофициальным данным, компания «Оценка и финансовый консалтинг» определила их цену на уровне 88,9 млрд руб., Ernst & Young — около 25 млрд руб., а «Грант Торнтон Российская оценка» — около 22 млрд руб. При этом в ОПК, ориентируясь на оценку ЗАО БДО, утверждали, что обе верфи и ЦКБ «Айсберг» стоят более 100 млрд руб.
В итоге прошлой осенью суд назначил оценщиком для проведения торгов по «Северной верфи» «Делойт энд Туш конфидент», на выборе которой настаивали структуры ОПК, а по акциям Балтзавода — «Эрнст энд Янг — стоимостное консультирование», о которой просил ЦБ.
По результатам оценки суд установил начальную стоимость верфей гораздо ниже ожиданий ОПК. В ОСК при этом не раз утверждали, что считают оценку ОПК «многократно завышенной», поскольку верфи «находятся в сложном финансовом положении и требуют дополнительных инвестиций». Цена акций Балтзавода была определена в 222 млн руб., а «Северной верфи» — 14,5 млрд руб. ОСК купила Балтзавод за 224,3 млн руб.
ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» (в прошлом «Путиловская верфь», в советские годы — завод имени А. А. Жданова) — судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге.
Дата основания предприятия — 14 ноября 1912 года. «Путиловская верфь» была основана в составе акционерного «Общества Путиловских заводов» с целью строительства кораблей для военно-морского флота Российской империи. С 1948 до 1988 года — Завод имени А. А. Жданова.
В 1998 году завод одним из первых в Российской Федерации получил лицензии на все виды работ в области строительства, переоборудования, модернизации и утилизации кораблей и судов. «Северная верфь» неоднократно подвергалась широкомасштабной реконструкции, в ходе которой был создан целый комплекс уникальных сооружений и производств.
За многолетнюю историю на заводе было построено около 400 кораблей и судов различного назначения. Среди них около 170 кораблей для ВМФ России и СССР, оснащённых самыми современными для своего времени системами вооружения.
«Северная верфь» имеет выгодное географическое расположение на берегу Финского залива у морского канала, что позволяет круглогодично отправлять суда и корабли на испытания. Кроме того, имеет подъездные железнодорожные и автомобильные пути для доставки сырья, материалов и оборудования всеми видами транспорта.
Основная номенклатура продукции завода включает боевые надводные корабли и коммерческие суда различного назначения. Верфь обладает большим опытом строительства крейсеров, эскадренных миноносцев, тральщиков, противолодочных и сторожевых кораблей. Со стапелей завода сошли научно-исследовательские и пассажирские суда, лесовозы, траулеры, контейнеровозы и ролкеры. Заказчиками продукции предприятия являются отечественные и зарубежные организации, специализирующиеся на осуществлении морских грузоперевозок, добыче морепродуктов, Министерство обороны РФ и военно-морские силы зарубежных государств.