«Ростехнологии» и власти Белоруссии после полутора лет переговоров достигли «принципиальных договоренностей» о слиянии КамАЗа и МАЗа.
По словам Гендиректора КамАЗа Сергея Когогина, скорее всего, в СП «Росбелавто» правительство Белоруссии внесет 75% минус 1 акцию МАЗа, а «Ростехнологии» — 49,9% акций КамАЗа. «Вероятно, сначала СП все же будет создано на паритетных началах, но, поскольку КамАЗ объективно стоит дороже МАЗа, будет предусмотрен опцион на выкуп 25% акций «Росбелавто» «Ростехнологиями». В результате доля госкорпорации в холдинге возрастет до 75% и она получит контроль над МАЗом. Господин Когогин пояснил, что опцион может быть реализован «например, через два года» после создания СП.
Однако, по словам главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, российская сторона провела новую оценку КамАЗа. Теперь 100% акций компании оцениваются в $2,5–2,6 млрд, тогда как по итогам 2010 года КамАЗ был оценен в $1,6 млрд. «Белорусская сторона настаивает на создании СП на паритетных началах, но мы против такого варианта, потому что если мы вложим в СП свои 49,9%, это значительно больше, чем их 75%»,— сказал Сергей Чемезов. Он добавил, что сделка «обсуждается» и «не факт, что будет закрыта до конца года».
«Ростехнологии» предложили белорусским властям объединить КамАЗ и МАЗ в феврале 2011 года, но переговоры затянулись. Первоначально стороны рассматривали обмен акциями КамАЗа и МАЗа, но затем было решено создать СП «Росбелавто». Белорусская сторона сначала настаивала на внесении в СП по 49,9% КамАЗа и МАЗа.
Кроме того, власти Белоруссии посчитали заниженной первую оценку МАЗа, которую проводил Ernst&Young, и потребовали ее пересмотра. Тогда аудитор оценил МАЗ в $800 млн. В итоге, весной стороны согласились с оценкой МАЗа на уровне $1,1 млрд, а КамАЗа — $1,6 млрд.
КАМАЗ - «Камский автомобильный завод». Предприятие основано в 1976 году. В настоящее время именно КАМАЗ занимает 16 строчку в мировом масштабе по объему производства тяжелого грузового транспорта. На заводе налажен также выпуск различных модификаций автобусов, тракторов, комбайнов, а также электроагрегатов и мобильных тепловых электростанций.
МАЗ — «Минский автомобильный завод». Работа предприятия началась в 1944 году. Это один из старейших заводов, расположенных на территории Белоруссии, который специализируется на производстве большегрузной автомобильной техники. Список выпускаемой продукции дополняют автобусная, троллейбусная и прицепная техника.
«Объединение КамАЗа и МАЗа может быть выгодно обеим компаниям, учитывая, что сделка на первом этапе, по сути, безденежная, а рост рынка грузовиков замедляется,— считает Михаил Пак из «Атона».— В первую очередь, это интересно для МАЗа с точки зрения получения технологий от КамАЗа, который сотрудничает с Daimler».