Совладельцем дальневосточного аэропортового холдинга может стать аэропорт Сеула — Incheon International Airport. Компания может получить блокирующий пакет в этом проекте.
Меморандум о создании аэропортового холдинга на Дальнем Востоке подписали 8 сентября на саммите АТЭС ВЭБ и Хабаровский аэропорт. Стоимость проекта — 10 млрд руб. Половину средств даст государство, остальное партнеры должны найти сами.
Холдинг будет формироваться на базе Хабаровского аэропорта, который намерен купить в ходе приватизации аэропорты Петропавловск-Камчатского, Магадана и Южно-Сахалинска. Все они стоят в плане приватизации до 2013 г.
Кроме того, государство планирует передать в холдинг аэропорты Оха, Шахтерск, Зональное, Ноглики, Менделеево и Итуруп. Возможно, в проект войдет и аэропорт Владивостока. Под новый проект уже создана управляющая компания.
Сеульский аэропорт уже владеет 10% акций Хабаровского аэропорта. Не исключено, что компания станет совладельцем и других дальневосточных аэропортов.
3 июля 2012 года Председатель совета директоров ОАО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк предложил создать на базе ряда аэропортов Дальнего Востока аэропортовый холдинг. Идею он озвучил на заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области, которое прошло во Владивостоке под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева.
Константин Басюк предложил консолидировать на базе нового холдинга аэропорты в Хабаровске, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском и Магадане. «Создание Дальневосточного аэропортового холдинга с участием системного инвестора позволит, на наш взгляд, получить энергию и обеспечить сбалансированное полноценное системное развитие всех аэропортов, входящих в холдинг, ввести единые передовые стандарты работы и повысить качество обслуживания и пассажиров, и авиакомпаний, получить дополнительные возможности для привлечения инвестиций на долгосрочной основе, осуществить формирование единой прозрачной ценовой и тарифной политики, реализовать концепцию государственно-частного партнерства, синхронизировать частные и государственные инвестиции. Мы рассматриваем это не только как бизнес, но и как решение важнейшей задачи модернизации транспортной инфраструктуры региона, инвестиции в повышение уровня качества жизни дальневосточников», — заявил Басюк.
В проекте, по его словам, готовы участвовать южнокорейские партнеры хабаровского аэропорта — компания Incheon International Airport Corporation (оператор аэропорта Сеула, владеет 10% акций ОАО «Хабаровский аэропорт» с 2011 года).
Однако строительство подобного холдинга тормозят вопросы собственности. Сегодня на Дальнем Востоке в частных руках только Хабаровский аэропорт (контролируется структурами группы «Альянс» и самого Басюка), а также переживающая гигантскую реконструкцию аэрогавань во Владивостоке (контролируется ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» и на 19% — структурами «Альянса» и Басюка).
«Сегодня большинство крупных аэропортов Дальневосточного региона — Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск и Магадан — являются федеральными государственными унитарными предприятиями. Данная форма собственности не создает необходимых условий привлечения инвестиций для модернизации инфраструктуры этих предприятии», — посетовал Басюк, добавив, что хоть аэропорты Южно-Сахалинска и Магадана включены в прогнозный план приватизации, утвержденный Правительством РФ на 2011–2013 годы, «в настоящий момент нет понимания о возможных сроках акционирования и приватизации данных обществ, приватизационные процедуры затягиваются».
По словам Константина Басюка, общий объем частных инвестиций только в модернизацию аэропорта Хабаровска до 2020 года составит порядка восьми млрд рублей. По итогам прошлого года пассажиропоток аэропорта составил 1,6 млн пассажиров, в 2012 году прогнозируется рост на 20%, до 1,85 млн пассажиров.
Являясь акционером ОАО «Международный аэропорт Владивосток» (оператор строящегося к Саммиту АТЭС-2012 терминала), компания, по словам Басюка, «запускает в сентябре новый карго-терминал» стоимостью 650 млн рублей. С правительством Камчатского края подписано соглашение о реализации в аэропорту Петропавловска-Камчатского «проекта по строительству нового пассажирского терминала» (местный аэропорт, имеющий двойное назначение, не так давно был передан в региональную собственность).
«Наша компания имеет опыт управления аэропортами. Мы горячо поддерживаем курс правительства на системную приватизацию, в том числе в аэропортовой сфере, и готовы в ней участвовать. Наше предложение: одобрить концепцию Дальневосточного аэропортового холдинга на основе государственно-частного партнерства. В возможно короткие сроки завершить процесс приватизации и продажи аэропортов Южно-Сахалинска и Магадана», — заявил Басюк премьер-министру.
Ожидается, что пассажиропоток холдинга к 2016 г. вырастет на четверть — до 4,5 млн человек, говорит председатель совета директоров и совладелец аэропорта Хабаровск Константин Басюк (вместе с партнерами контролирует 90%). Объединение усилит конкурентоспособность аэропортов, уверен он: «Развитие аэропортовой инфраструктуры в приграничном Китае шагнуло далеко вперед». Зачастую дальневосточные жители предпочитают летать именно оттуда. Сохранить российского пассажира и привлечь нового и помогут иностранные инвесторы, сказал Басюк.