Хотя РЖД уже считают решенным вопрос о передаче «Трансконтейнера» в капитал нового логистического оператора России, Казахстана и Белоруссии, Минэкономразвития продолжает настаивать на приватизации контейнерного перевозчика.
В середине августа правительство поручило Минэкономразвития (МЭР) и Минтрансу рассмотреть обращение президента РЖД Владимира Якунина по вопросу создания единого логистического оператора России, Белоруссии и Казахстана. В конце сентября Минэкономразвития (МЭР) представило свою позицию по этому поводу. В своем письме ведомство отметило, что в целом поддерживает идею с созданием объединенного оператора, но только без участия «Трансконтейнера».
В министерстве убеждены, что для государства гораздо выгоднее было бы продать 50% плюс две акции компании через аукцион. «На открытом аукционе виду повышенного интереса со стороны потенциальных инвесторов контрольный пакет акций оператора может превысить 32—33 млрд руб., а с учетом премии за контроль достичь 35 млрд руб.», — аргументирует свою позицию МЭР.
Кроме того, в ведомстве напоминают, что для успешного функционирования логистического провайдера ему не обязательно обладать собственными материальными активами. В пример МЭР приводит опыт французского оператора Gefco, не обладающего крупными транспортными активами, однако, несмотря на это, «входящего в десятку крупнейших логистических компаний Европы».
Опыт Gefco вряд ли является лучшим примером, ведь компания работает уже на базе существующих активов и у нее этот бизнес диверсифицирован, парируют в РЖД. Что касается создания нового оператора, то без компании с таким уровнем инфраструктуры, как у «Трансконтейнера», в данном случае не обойтись, считают в монополии.
Изначально предполагалось, что доля РЖД в «Трансконтейнере» будет приватизирована. Государство заявило об этом еще в прошлом году, однако сроки и форма продажи так и не были определены из-за разногласий между чиновниками и монополией. Глава РЖД Владимир Якунин выступал за продажу блокпакета этого актива и только после 2013 года, а Минтранс и Минэкономразвития настаивали на продаже контрольного пакета и уже в 2012 году. Главными претендентами на «Трансконтейнер» считались Fesco (сейчас принадлежит 23,7% акций «Трансконтейнера»), Globaltrans и группа «Сумма».
Однако внезапно для всех зимой этого года РЖД объявили о создании объединенной с Казахстаном и Белоруссией логистической компании с планами передать от российской стороны в СП свою долю в «Трансконтейнере». Предполагалось, что все три участника будут владеть равными долями, а его общий капитал составит более 2 млрд руб. Точные сроки и состав активов, которые войдут в единую логистическую компанию, еще не определены.
Ожидается, что со стороны Казахстанских железных дорог в СП могут быть внесены акции дочерних обществ — «Казтранссервис» и «Кедентранссервис» (67% акций принадлежит «Трансконтейнеру», 33% — КТЖ), со стороны Белоруссии — акции железнодорожного оператора «Белинтертранс» и пограничные терминалы в Бресте. При этом для достижения паритетности Казахстану и Белоруссии может потребоваться доплатить разницу в стоимости вносимых активов. Правда, в МЭР сомневаются, что партнеры РЖД в состоянии оплатить разницу в долях.
ОАО «ТрансКонтейнер» основано в 2006 году и сегодня является крупнейшим российским транспортно-логистическим оператором в области интермодальных контейнерных перевозок, предоставляя полный спектр услуг, связанных с контейнерными грузоперевозками.
Являясь крупнейшим в стране владельцем парка специализированных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров, компания осуществляет 50% всех железнодорожных контейнерных перевозок и 30% переработки контейнеров на железнодорожных контейнерных терминалах в России.
ОАО «Трансконтейнер» принадлежат около 60 000 крупнотоннажных контейнеров международного стандарта ISO и более 24 000 фитинговых платформ. Компания осуществляет доставку контейнерных грузов, как по России, так и за рубежом, на более чем 300 000 маршрутах. Компания владеет сетью железнодорожных контейнерных терминалов, расположенных на 46 железнодорожных станциях в России и является оператором контейнерного терминала в Словакии.
В рамках совместной деятельности с Казахстанскими железными дорогами ОАО «ТрансКонтейнер» через свое дочернее общество «Кедентранссервис» оперирует 18 железнодорожными терминалами в Казахстане, в том числе терминалом Достык на границе с Китаем. Терминалы Компании расположены вдоль самых оживленных транспортных коридоров России и СНГ, а также на пограничных переходах с Китаем и Словакией.
Акционеры компании: РЖД (50%), структуры ДВМП и группы «Сумма» (более 25%), ЕБРР (9,25%), НПФ «Благосостояние» (5,3%). Капитализация – 48,6 млрд руб.