Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
40
1 253
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 607,39  (-24,68%)
1 002,95  (-20,59%)
6 715,35  (+4,14%)
120 970,36  (+397,81%)
4 485,43  (-2,14%)
64,11  (-1,24%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Минэкономразвития продолжает настаивать на приватизации «Трансконтейнера»

Минэкономразвития продолжает настаивать на приватизации «Трансконтейнера»

09.10.2012, РБК Daily

Хотя РЖД уже считают решенным вопрос о передаче «Трансконтейнера» в капитал нового логистического оператора России, Казахстана и Белоруссии, Минэкономразвития продолжает настаивать на приватизации контейнерного перевозчика.

В середине августа правительство поручило Минэкономразвития (МЭР) и Минтрансу рассмотреть обращение президента РЖД Владимира Якунина по вопросу создания единого логистического оператора России, Белоруссии и Казахстана. В конце сентября Мин­экономразвития (МЭР) представило свою позицию по этому поводу. В своем письме ведомство отметило, что в целом поддерживает идею с созданием объединенного оператора, но только без участия «Трансконтейнера».

В министерстве убеждены, что для государства гораздо выгоднее было бы продать 50% плюс две акции компании через аукцион. «На открытом аукционе виду повышенного интереса со стороны потенциальных инвесторов контрольный пакет акций оператора может превысить 32—33 млрд руб., а с учетом премии за контроль достичь 35 млрд руб.», — аргументирует свою позицию МЭР.

Кроме того, в ведомстве напоминают, что для успешного функционирования логистического провайдера ему не обязательно обладать собственными материальными активами. В пример МЭР приводит опыт французского оператора Gefco, не обладающего крупными транспортными активами, однако, несмотря на это, «входящего в десятку крупнейших логистических компаний Европы».

Опыт Gefco вряд ли является лучшим примером, ведь компания работает уже на базе существующих активов и у нее этот бизнес диверсифицирован, парируют в РЖД. Что касается создания нового оператора, то без компании с таким уровнем инфраструктуры, как у «Трансконтейнера», в данном случае не обойтись, считают в монополии.

Изначально предполагалось, что доля РЖД в «Трансконтейнере» будет приватизирована. Государство заявило об этом еще в прошлом году, однако сроки и форма продажи так и не были определены из-за разногласий между чиновниками и монополией. Глава РЖД Владимир Якунин выступал за продажу блокпакета этого актива и только после 2013 года, а Минтранс и Минэкономразвития настаивали на продаже контрольного пакета и уже в 2012 году. Главными претендентами на «Трансконтейнер» считались Fesco (сейчас принад­лежит 23,7% акций «Трансконтейнера»), Globaltrans и группа «Сумма».

Однако внезапно для всех зимой этого года РЖД объявили о создании объединенной с Казахстаном и Белоруссией логистической компании с планами передать от российской стороны в СП свою долю в «Трансконтейнере». Предполагалось, что все три участника будут владеть равными долями, а его общий капитал составит более 2 млрд руб. Точные сроки и состав активов, которые войдут в единую логистическую компанию, еще не определены.

Ожидается, что со стороны Казахстанских железных дорог в СП могут быть внесены акции дочерних обществ — «Казтранссервис» и «Кедентранссервис» (67% акций принадлежит «Трансконтейнеру», 33% — КТЖ), со стороны Белоруссии — акции железнодорожного оператора «Белинтер­транс» и пограничные терминалы в Бресте. При этом для достижения паритетности Казахстану и Белоруссии может потребоваться доплатить разницу в стоимости вносимых активов. Правда, в МЭР сомневаются, что партнеры РЖД в состоянии оплатить разницу в долях.

ОАО «ТрансКонтейнер» основано в 2006 году и сегодня является крупнейшим российским транспортно-логистическим оператором в области интермодальных контейнерных перевозок, предоставляя полный спектр услуг, связанных с контейнерными грузоперевозками.

Являясь крупнейшим в стране владельцем парка специализированных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров, компания осуществляет 50% всех железнодорожных контейнерных перевозок и 30% переработки контейнеров на железнодорожных контейнерных терминалах в России.

ОАО «Трансконтейнер» принадлежат около 60 000 крупнотоннажных контейнеров международного стандарта ISO и более 24 000 фитинговых платформ. Компания осуществляет доставку контейнерных грузов, как по России, так и за рубежом, на более чем 300 000 маршрутах. Компания владеет сетью железнодорожных контейнерных терминалов, расположенных на 46 железнодорожных станциях в России и является оператором контейнерного терминала в Словакии.

В рамках совместной деятельности с Казахстанскими железными дорогами ОАО «ТрансКонтейнер» через свое дочернее общество «Кедентранссервис» оперирует 18 железнодорожными терминалами в Казахстане, в том числе терминалом Достык на границе с Китаем. Терминалы Компании расположены вдоль самых оживленных транспортных коридоров России и СНГ, а также на пограничных переходах с Китаем и Словакией.

Акционеры компании: РЖД (50%), структуры ДВМП и группы «Сумма» (более 25%), ЕБРР (9,25%), НПФ «Благосостояние» (5,3%). Капитализация – 48,6 млрд руб.

Комментарий
Для государства гораздо выгоднее было бы продать контрольный пакет оператора на торгах, тем более подобная мера была задумана как часть реформы железнодорожного транспорта, говорит Константин Юминов из Raiffeisenbank. По мнению аналитика, оценку МЭР за контрольный пакет «Трансконтейнера» можно считать справедливой.