ФГУП «Росморпорт» намеревается закрыть на реконструкцию причалы № 5 и 6, сдаваемые в аренду Ванинскому морскому торговому порту (все причалы находятся в госсобственности). В соответствии с утвержденным планом-графиком работы планируется начать в 2013 году и завершить через 20 месяцев. Реконструкция будет заключаться в выравнивании причального фронта с причалом №7 (до 203 м), в подъеме отметки территории на 0,5 м относительно существующей, а также в проведении дноуглубительных работ (до 11,87 м), сообщили в ведомстве. Стоимость всего проекта в Росморпорте оценили в 1,57 млрд руб.
Эта тема поднималась на прошедшем 24 октября заседании совета директоров Ванинского порта. Росморпорт предлагает уже в ближайшее время согласовать начало работ, поскольку Федеральной целевой программой расходы на Ванино предусмотрены только до конца этого года. В противном случае госпредприятие предупреждает, что новым собственникам придется делать ремонт за свой счет.
Загвоздка в том, что на момент проведения работ руководство Ванино должно будет расторгнуть договор аренды с Росморпортом, а никаких гарантий того, что после реконструкции причалы будут вновь переданы порту, а не отданы кому-то другому, нет. Предпосылки к тому есть: причалы 5 и 6 фактически находятся на краю порта.
Сейчас через эти причалы проходит примерно 20% всех переваливаемых Ванинским портом грузов (в 2011 году грузооборот порта составил 5,9 млн т), и компании невыгодно их потерять. Совет директоров предложил Росморпорту и менеджменту порта совместно проработать этот вопрос, и если это возможно, закрепить за портом право и в дальнейшем арендовать данные причалы.
Государство планирует продать свою долю в Ванино (73,33% голосующих акций, или 55% уставного капитала) в начале декабря. Стартовая цена пока не определена, однако ориентиром может служить сумма требуемой банковской гарантии — 3 млрд руб.
На актив претендуют En+ Group Олега Дерипаски (контролирует 28,1% уставного капитала порта, или 21,6% голосующих акций), UCL Holding Владимира Лисина, «Мечел» Игоря Зюзина (через «Мечел-Транс»), принадлежащий Анатолию Скурову холдинг «Сибуглемет» вместе с подконтрольной ему компанией «Междуречье», а также структура государственного Уралвагонзавода — «УВЗ-Логистик».
ОАО «Ванинский морской торговый порт» — сейчас самая крупная стивидорная компания в порту Ванино и пятая на всем Дальнем Востоке. Порт располагает 14 причалами и одним пирсом. Глубина дна позволяет принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 тыс. т. Среди обрабатываемых портом грузов: лес, уголь, глинозем, металлы, контейнеры, руда. Ванино имеет прямой выход на две железнодорожные магистрали — Транссиб и БАМ.
Глава агентства InfraNews Алексей Безбородов утверждает, что еще не случалось такого, чтобы Росморпорт не возвращал ремонтируемые причалы стивидору. Более того, как правило, договор аренды на момент проводимых работ не расторгается, а стивидор продолжает платить арендную плату, но в меньших размерах, сообщил аналитик. Что касается нового владельца Ванино, временное отсутствие двух причалов вряд ли создаст большую проблему, ведь порт и так недозагружен, резюмировал он.
«В целом я не вижу никакой проблемы в том, что причалы будут закрыты на реконструкцию, но она может возникнуть, если они не будут возвращены Ванинскому порту, а переданы сторонней компании», — говорит директор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Покупателю было бы гораздо проще приобрести компанию и все арендуемые ею причалы в текущем состоянии, а затем самостоятельно отремонтировать причалы: все равно государству так или иначе придется вернуть потраченные деньги, например через повышение стоимости аренды, уверен г-н Бурмистров.