Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов прекратил свое участие в бизнесе, продав все активы, включая пакет в созданном им ОАО «Аэроэкспресс». Инвестировать в бизнес, будучи госслужащим, он считает неправильным.
С апреля прошлого года Максим Ликсутов работает в правительстве Москвы, а в сентябре его назначили заместителем мэра по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
В правительство он пришел из транспортного бизнеса — Ликсутов считался совладельцем транспортных компаний «Трансмашхолдинг», «Трансгрупп АС», «Аэроэкспресс», «Городская транспортная система скоростного трамвая», «Московские монорельсовые дороги» и совместных компаний с РЖД — «Рейлтрансавто», «Московско-Тверской пригородной пассажирской компании», «Центральной пригородной пассажирской компании» (ЦППК). Их акции были переданы в доверительное управление. Ни в одной из перечисленных компаний Ликсутов не владел долями напрямую.
Свою долю в «Трансмашхолдинге», лидирующем в производстве подвижного состава для железной дороги и метро, Ликсутов в марте продал другим акционерам этого ЗАО — Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву и еще нескольким менеджерам (им принадлежало 50% минус 1 акция в неизвестной пропорции). Остальные акции «Трансмашхолдинга» — у французской машиностроительной компании Alstom (25% плюс 1 акция) и РЖД (25%).
Ликсутов продал акции по более выгодной цене, чем цена сделки с Alstom в 2008 г. Тогда французы приобрели блокпакет примерно за 9,3 млрд руб. «За одну акцию Alstom заплатила 100 руб., я свой пакет продал за 105 руб. за акцию», — уточнил Ликсутов. Пакет Ликсутова мог составлять 6-7%.
Сделки по продаже оставшихся активов, за исключением «Аэроэкспресса», завершены еще в начале декабря, акции проданы бывшим партнерам. Последней была продана доля в «Аэроэкспрессе», которая, по словам Ликсутова, составляла 25%. Половина акций в этой компании принадлежит РЖД, 25% — «Дельта-транс-инвесту», 17,5% — Махмудову и 7,5% — Бокареву.
Вся компания «Аэроэкспресс» могла бы стоить около $300 млн. «Рейлтрансавто» (занимается ж/д перевозкой автотранспорта) можно оценить в $100 млн, но компания сильно зависит от субсидирования государством тарифов на перевозку машин. «Трансгрупп АС» зависит от кадрового состава и мало стоит — компания занимается финансовыми заимствованиями и арендой подвижного состава. ЦППК стоит дорого, но требует огромных инвестиций в 20-30 млрд руб.
Компания «Аэроэкспресс» – динамично развивающаяся компания-оператор, осуществляющая интермодальные и пригородные пассажирские перевозки в соответствии с лицензией Министерства транспорта Российской Федерации. ООО «Аэроэкспресс» обеспечивает железнодорожное сообщение между столицей и аэропортами Московского авиационного узла (Внуково, Домодедово и Шереметьево), а также городом Лобня.
С 15 февраля 2012 г. открыто интермодальное сообщение между центральным железнодорожным вокзалом г.Сочи и аэропортом Адлер. 20 июля 2012 г. был осуществлен запуск регулярного интермодального сообщения в г.Владивосток, где аэроэкспрессы курсируют от нового аэропорта Кневичи до центрального железнодорожного вокзала Владивостока.
Также компания заявила о том, что хочет оперировать железнодорожным сообщением с аэропортом в Санкт-Петербурге. Для реализации этого проекта потребуется построить около 4 км железнодорожных путей.
В 2011 году услугами компании «Аэроэкспресс» воспользовалось рекордное за историю компании количество пассажиров – 14 039 676 человек. Из них, 12 млн. 356 тыс. пассажиров было перевезено в аэропорты Москвы, что на 21,8% превышает аналогичный показатель за 2010 год. Доля компании на рынке интермодальных перевозок по итогам прошлого года увеличилась на 2,05% и составила 22,03%.
В 2010 г. выручка компании выросла более чем на 66% - до 2,64 млрд руб., чистая прибыль составила 287,2 млн руб. против убытка в 188,93 млн руб. в 2009 г. В 2011 г. прибыль «Аэроэкспресса» составила 791 млн руб. при выручке 3,59 млрд руб.
«Аэроэкспресс» стал неотъемлемой частью современной транспортной системы, распределяющей пассажиропотоки Москвы и Московской области, решает острые транспортные и экологические проблемы мегаполиса. В условиях загрузки основных автомагистралей только железнодорожный транспорт обеспечивает удобный и точный по времени способ добраться из центра города до аэропорта.
Железнодорожные терминалы, с которых отправляются аэроэкспрессы, удобно расположены вблизи станций Кольцевой линии Московского метрополитена. Время в пути на скоростных электропоездах до аэропортов Внуково и Шереметьево составляет 35 минут, до Домодедово — 45 минут.
Компания «Аэроэкспресс» имеет собственный пассажирский подвижной состав серии АЭРО, разработанный по специальному заказу на Демиховском машиностроительном заводе.