В письме президента «Транснефти» Николая Токарева, направленном 6 февраля Зиявудину Магомедову, гендиректору НМТП Радо Антоловичу и председателю совета директоров порта Марату Шайдаеву говорится, что в связи с «неоднократным игнорированием позиции «Транснефти» и ее представителей» по ключевым вопросам управления НМТП монополия инициирует проведение в кратчайшие сроки заседания совета директоров порта. В повестку дня предлагается включить вопросы об избрании нового председателя совета директоров, о приостановлении полномочий гендиректора и проведении внеочередного собрания акционеров.
С 2011 года прошло около 35 заседаний совета директоров НМТП, и разногласий между представителями двух акционеров никогда не возникало, а Радо Антолович был утвержден в должности гендиректора в июле 2012 года при полной поддержке «Транснефти». Разногласия возникли в начале 2013 года, когда формировались списки кандидатов в советы директоров компаний группы НМТП. «Транснефть» впервые потребовала, чтобы в трех из девяти основных юридических лиц холдинга — «Флот НМТП», Новороссийский зерновой терминал и «Союзфлотпорт» — ее представительство увеличилось на одного человека. Для этого нужно было либо исключать кандидатов от других акционеров, либо срочно вносить изменения в уставы компаний, поэтому монополии отказали.
У «Транснефти» могут также быть претензии по объемам вложений в развитие нефтерайона Шесхарис. Но монополия до сих пор не представила менеджменту порта планы по объемам грузопотока через Шесхарис. А пока даже его текущие мощности недозагружены, при максимально возможных 66 млн т в год переваливается 41-42 млн т. Без подтверждения роста перевалки менеджмент не имеет права увеличивать финансирование развития нефтерайона.
Удастся ли «Транснефти» сменить руководство порта, во многом зависит от позиции федеральных чиновников в совете директоров НМТП. Скорее всего, предложение компании вряд ли будет поддержано. Видимо, монополия хочет большего акцента на развитие нефтеналивных комплексов. Но кадровые революции должны подкрепляться вескими причинами. А сейчас показатели порта растут, например, EBITDA — в среднем на 20% в год.
«Транснефть» - российская государственная транспортная монополия, оператор магистральных нефтепроводов России, крупнейшая трубопроводная компания в мире. Компания эксплуатирует 53,441 км магистральных нефтепроводов и 19,167 нефтепродуктопроводов (на конец 2011). Под контролем «Транснефти» находятся порт Козьмино на Дальнем Востоке (конечный пункт ВСТО) и Приморск на Балтийском море, а также 25,1% Новороссийского порта на Черном Море.
Компания транспортирует более 90% нефти и 20% нефтепродуктов в России. Нефтепроводы «Транснефти» связывают крупнейшие российские месторождения нефти с заводами и внешними рынками в Европе и Азии, напрямую или через морские порты.
Тарифы на услуги «Транснефти» регулируются Федеральной Службой по Тарифам (ФСТ) по методу «затраты+» в целях покрытия расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти, и формирования необходимого размера прибыли, направляемой в том числе на реализацию инвестиционной программы.