У железнодорожного оператора «Нефтетранссервис» есть альтернатива IPO, отложенному из-за плохой конъюнктуры на рынке. Компания ведет переговоры о продаже миноритарного пакета с «Российским фондом прямых инвестиций» (РФПИ), сумма возможной сделки — около $200 млн. При этом РФПИ, исходя из стандартной для себя практики, может привлечь в качестве соинвесторов несколько зарубежных фондов.
В январе НТС объявил о намерении разместить на бирже 25% акций допэмиссии — в течение первого полугодия 2013 года. Планировалось, что IPO состоится уже в начале февраля, однако затем было перенесено ориентировочно на апрель — из-за плохой конъюнктуры рынка.
Рrivate placement накануне IPO может оказаться не самым эффективным решением для оператора, особенно если новые миноритарии захотят в дальнейшем продать часть акций при выходе НТС на биржу. Интересней выглядит схема, при которой РФПИ вместе с партнерами станет якорным инвестором в рамках IPO оператора, тем самым гарантировав ему успешное размещение. Сейчас НТС вряд ли срочно нужны средства на развитие, но они могут понадобиться к концу года. Вероятнее всего, в рамках переговоров речь идет о продаже не более чем 15% акций НТС.
Вероятно, НТС при переговорах с инвесторами накануне IPO понял, что не получит высокой оценки, с чем и связан перенос размещения на более поздний срок. Продажу миноритарного пакета РФПИ и его партнерам, если она состоится, можно будет рассматривать как подготовку к IPO. Компания получит оценку и покажет биржевым инвесторам, что к ней есть интерес со стороны фондов.
«НефтеТрансСервис» (НТС) – один из крупнейших и быстрорастущих операторов железнодорожных перевозок, входит в тройку крупнейших частных операторов России. 25.01.2006 г. – дата регистрации компании.
Компания начинала свою деятельность с перевозок светлых нефтепродуктов по Южно-Уральской и Западно-Сибирской железным дорогам. Верно выстроенная стратегия развития и постоянный контроль эффективности деятельности позволили в течение первых четырех лет выйти на лидирующие позиции в отрасли.
В 2008 г. ежемесячный объем перевозимых наливных нефтепродуктов, отгружаемых со станций Европейской части РФ, Сибири и Дальнего Востока составлял порядка 1,5 млн. тонн. За период 2009-2010 гг., благодаря росту объемов перевозок и повышению эффективности использования парка вагонов-цистерн, компания увеличила свою долю на рынке нефтеналивных грузов. По итогам 2010 г среднемесячный объем перевезенных нефтепродуктов составил около 2 млн. тонн, а общий парк цистерн в управлении «НефтеТрансСервис» составил 17 020 единиц.
В 2009 г. компания начала осваивать новый сегмент рынка – перевозку грузов в полувагонах. По результатам 2010 года среднемесячные объемы перевозок грузов в полувагонах вышли на уровень 1 млн. тонн, а общий парк полувагонов под управлением «НефтеТрансСервис» составил 20 562 единиц.
На сентябрь 2012 года в управлении НТС было 32 482 полувагона и 24 811 цистерн (к концу года компания купила «Евразтранс» еще с 4 тыс. полувагонов). Скорректированная выручка НТС за девять месяцев 2012 года составила 33,6 млрд руб., EBITDA — 13,5 млрд руб., прибыль — 5,8 млрд руб. Чистый долг составлял 41,6 млрд руб. За первые девять месяцев 2012 года компания перевезла 59,6 млн т грузов. Компания контролируется братьями Аминовыми.