Примеру совладельца «Уральской горно-металлургической компании» Искандара Махмудова, безвозмездно передающего государству малую ледовую арену в Сочи, могут последовать и другие олимпийские инвесторы. Владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска может отдать «Олимпстрою» построенный в Имеретинской долине грузовой порт стоимостью 6 млрд руб. Но госкорпорацию этот дар не обрадует: из-за перераспределения грузов в пользу железной и автомобильной дорог, порт оказался убыточным.
ВЭБ может признать безнадежным к взысканию заем в 4 млрд руб., выданный в 2009 году компании «Порт Сочи Имеретинский», контролируемой холдингом «Базэл». ВЭБ выдавал этот займ структуре Олега Дерипаски на строительство в Имеретинской долине грузового порта, через который должны были доставляться грузы на олимпийские стройки.
Против признания дефолтным кредита, выданного на строительство порта, выступает «Олимпстрой». Если это случится, то госкорпорации, поручившейся перед ВЭБом за всех крупных олимпийских заемщиков, придется погашать кредит.
В залоге у ВЭБа находятся портовые земли (около 6 га). Еще один вариант — погасить долг за счет продажи недвижимости, которая может быть построена здесь, или самого участка.
На строительстве грузового порта в Имеретинке настаивали «Олимпстрой» и Минтранс. «Базэл» согласился инвестировать в этот проект при определенных условиях, которые за два-три года изменились. Например, изначально «Олимпстрой», Минтранс и АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» прогнозировали, что порт в Имеретинке в 2009-2013 годах смог бы перевалить 15-20 млн т.
Но этот объем не был обеспечен, на практике вышло в пять раз меньше. Среди основных причин — решение о перераспределении грузовых потоков в пользу железной и автомобильной дорог, а также решение «Олимпстроя» о запрете перевалки через порт грузов, не имеющих подтверждения категории олимпийских. Это привело к убыткам компании «Порт Сочи Имеретинский», которые в 2008-2011 годах достигли совокупно 233 млн руб., и к невозможности обслуживать кредит ВЭБа.
В августе 2012 года холдинг обратился в ВЭБ с просьбой о реструктуризации кредита. Однако, госбанк не согласился на реструктуризацию. Проблема в том, что у компании «Порт Сочи Имеретинский» нет источника поступлений средств, которые можно было бы направить на погашение кредита.
Порт Сочи Имеретинский — порт на Чёрном море в Адлерском районе города Сочи, построенный в рамках реализации Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 991. Это первый в России универсальный грузовой порт, построенный в постсоветский период как единый комплекс причальных и волнозащитных сооружений.
Порт сооружен в районе устья реки Мзымта с целью обеспечения строительства Олимпийских объектов в Имеретинской низменности необходимыми материалами, в том числе так называемыми инертными, к которым относятся цемент, гравий, песок и щебень. Порт окончательно сдан в эксплуатацию в 2012 году.
После 2014 года порт, как предполагается, будет перепрофилирован в яхтенную марину на 600—700 стояночных мест. В сентябре 2009 года «БазЭл« подписал об этом меморандум о намерениях с мировым оператором марин Island Global Yachting (IGY).
Прибрежная территория будущего порта представляла собой пляж в устье Мзымты. Неплотная частная застройка района вдоль улицы Голубой (на тот момент), близость парка Южные Культуры и чистое море привлекали как туристов так и местных жителей.
Сооружение порта с самого начала планировалось на основе частно-государственного партнёрства. Со стороны государства заказчиками выступали Федеральное агентство морского и речного транспорта и ФГУП «Росморпорт», со стороны бизнеса — корпорация Трансстрой, входящее в строительный сектор многопрофильного холдинга «Базовый элемент».
Первоначально планировалось, что инвестиции в строительство порта составят более 20 млрд рублей при проектной мощности порта терминалов по перевалке грузов 10 млн тонн. Однако, впоследствии было принято решение о снижении мощностей порта до 5 млн тонн грузов в год и соответственно объём инвестиций снизился.
Строительство первого грузового района в районе устья реки Мзымта началось в 2008 году. Окончание строительства планировалось в декабре 2010 года, однако шторм, произошедший в ночь на 14 декабря 2009 года, принёс сильнейшие разрушения строящемуся порту, что отодвинуло сроки завершения строительства на 2012 год.
Общий объём инвестиций компании «Базовый элемент» составил 7,05 млрд руб., включая кредит «Внешэкономбанка» и собственные средства. Ещё 6 млрд рублей было вложено в проект бюджетных средств. «БазЭл» строил причальную инфраструктуру, здания, сооружения и приобрёл портовое оборудование.