Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 568,60  (-28,29%)
803,70  (-12,59%)
5 917,11  (+0,13%)
97 044,30  (+2 595,66%)
3 328,61  (+248,74%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds

ОАО РЖД готово отказаться от контрольного пакета "Трансконтейнера"

30.01.2017, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», ОАО РЖД считает наиболее выгодным для себя сценарием частичный выход из капитала контейнерного оператора "Трансконтейнер" (сейчас у монополии 50% плюс 2 акции) и привлечение стратегического инвестора.

Согласно выводам ОАО РЖД, это ускорит рост доходов оператора с выходом к 2021 году на чистую прибыль 8,5 млрд руб. и позволит привлечь инвестиции в инфраструктуру. В правительстве не исключают такой вариант: первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что, скорее всего, "Трансконтейнер" внесут в "план приватизации" активов ОАО РЖД.

В декабре прошлого года ОАО РЖД, владеющее через ОТЛК 50% плюс 2 акциями "Трансконтейнера", обсудило сценарии своего участия в капитале оператора, следует из презентации монополии.

Согласно документу, на обсуждение выносились четыре варианта: разделение "Трансконтейнера" по видам активов или на терминальный и контейнерный бизнес, сохранение ситуации, полная консолидация оператора в руках ОАО РЖД или, наоборот, продажа монополией всего пакета или его части.

О разделении "Трансконтейнера" говорил в 2016 году глава ФАС Игорь Артемьев в контексте противодействия монополизации контейнерного сектора: он предлагал перед продажей компании разделить ее на две-три части и принудить их к конкуренции между собой.

Но информированные источники возражали, что "Трансконтейнер" не монополия, так как его доля на рынке контейнерных перевозок по железной дороге — 47%, а сами эти перевозки в общем обороте контейнеров — всего 40% (больше уходит на автотранспорт).

При анализе разделения, судя по документу, в ОАО РЖД не нашли очевидных преимуществ: возрастают финансовые и операционные риски, появляются риски сокращения грузовой базы, снижения дивидендов и доходов от провозных платежей.

Текущую ситуацию ОАО РЖД сочло нейтральной: при органическом росте контейнерного рынка и плановых дивидендах минус лишь в отсутствии дополнительных поступлений от продажи доли. Полная консолидация "Трансконтейнера" дает ОАО РЖД рост дивидендов, но требуются затраты на выкуп долей (25 млрд руб. по рыночным котировкам).

Но и крупные акционеры компании не собираются продавать свои доли. Исполнительный директор близкого к ОАО РЖД НПФ "Благосостояние" Юрий Новожилов на вопрос, не планирует ли НПФ продавать 24,5% "Трансконтейнера", ответил, что "они вообще не обсуждают эту инвестицию", в том числе и продажу ОАО РЖД: это "процедурно сложно" и "идеологически странно".

В "Сумме" Зиявудина Магомедова (владеет 25,07% акций), которая давно заявляет о желании купить долю ОАО РЖД в "Трансконтейнере", говорят, что продавать ничего не собираются.

Полный выход из капитала оператора, по анализу, дает денежные поступления от продажи, но снижает возможности по взаимодействию "Трансконтейнера" с ОАО РЖД, а монополия теряет дивидендный поток и контроль над оператором.

Само ОАО РЖД также не хочет продавать всю долю. Глава монополии Олег Белозеров говорил, что перераспределение собственности не решит вопроса дополнительных доходов от контейнерных перевозок.

Более того, он не исключил, что, если с учетом роста контейнерного рынка по итогам 2016 года увеличится число игроков, ОАО РЖД может задуматься — "не занять ли активную позицию в отношении "Трансконтейнера"". По словам главы ОАО РЖД, компания взяла время на обсуждение судьбы оператора.

Из рассмотренных сценариев наиболее привлекательной для ОАО РЖД и "Трансконтейнера" признана частичная продажа доли.

При сохранении участия монополии в капитале оператор получит инвестиции стратега в контейнерную инфраструктуру, в том числе в торгово-логистические центры и активы для перевозок в спецконтейнерах, а развитие пойдет по оптимистическому сценарию: план по перевозкам — 2,74 млн TEU к 2021 году вместо 2,21 млн в базовом сценарии, чистая прибыль — 8,5 млрд руб. против 6,05 млрд руб. и EBITDA — 18,22 млрд руб. против 14,68 млрд руб.

Такой сценарий, несмотря на снижение доли в "Трансконтейнере", даст ОАО РЖД рост дивидендов, грузовой базы и провозных платежей.

О возможной продаже доли ОАО РЖД в "Трансконтейнере" говорил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. "Скорее всего, составим план приватизации активов, например "Трансконтейнера", чтобы у ОАО РЖД был денежный поток и у правительства меньше запросов на поддержание тарифов и всего остального",— заявил чиновник.

Комментарий

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров напоминает, что контейнерные тарифы росли медленнее, по итогам 2016 года отставание составило 21,1% (в 2017-м проиндексированы на 4% выше базовых). Де-факто ОАО РЖД дотировало контейнерные перевозки на 9,5 млрд. руб., на "Трансконтейнер" приходится не менее 4,5 млрд. руб.

В приход стратега в компанию, где блокпакет держит структура "Суммы" FESCO — "агрессивный миноритарий с мощным GR-ресурсом и огромным долгом",— господин Бурмистров не верит, ОАО РЖД логично выкупить долю FESCO и привлечь стратега на эту долю.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст