По данным газеты «Коммерсант», ОАО РЖД считает наиболее выгодным для себя сценарием частичный выход из капитала контейнерного оператора "Трансконтейнер" (сейчас у монополии 50% плюс 2 акции) и привлечение стратегического инвестора.
Согласно выводам ОАО РЖД, это ускорит рост доходов оператора с выходом к 2021 году на чистую прибыль 8,5 млрд руб. и позволит привлечь инвестиции в инфраструктуру. В правительстве не исключают такой вариант: первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что, скорее всего, "Трансконтейнер" внесут в "план приватизации" активов ОАО РЖД.
В декабре прошлого года ОАО РЖД, владеющее через ОТЛК 50% плюс 2 акциями "Трансконтейнера", обсудило сценарии своего участия в капитале оператора, следует из презентации монополии.
Согласно документу, на обсуждение выносились четыре варианта: разделение "Трансконтейнера" по видам активов или на терминальный и контейнерный бизнес, сохранение ситуации, полная консолидация оператора в руках ОАО РЖД или, наоборот, продажа монополией всего пакета или его части.
О разделении "Трансконтейнера" говорил в 2016 году глава ФАС Игорь Артемьев в контексте противодействия монополизации контейнерного сектора: он предлагал перед продажей компании разделить ее на две-три части и принудить их к конкуренции между собой.
Но информированные источники возражали, что "Трансконтейнер" не монополия, так как его доля на рынке контейнерных перевозок по железной дороге — 47%, а сами эти перевозки в общем обороте контейнеров — всего 40% (больше уходит на автотранспорт).
При анализе разделения, судя по документу, в ОАО РЖД не нашли очевидных преимуществ: возрастают финансовые и операционные риски, появляются риски сокращения грузовой базы, снижения дивидендов и доходов от провозных платежей.
Текущую ситуацию ОАО РЖД сочло нейтральной: при органическом росте контейнерного рынка и плановых дивидендах минус лишь в отсутствии дополнительных поступлений от продажи доли. Полная консолидация "Трансконтейнера" дает ОАО РЖД рост дивидендов, но требуются затраты на выкуп долей (25 млрд руб. по рыночным котировкам).
Но и крупные акционеры компании не собираются продавать свои доли. Исполнительный директор близкого к ОАО РЖД НПФ "Благосостояние" Юрий Новожилов на вопрос, не планирует ли НПФ продавать 24,5% "Трансконтейнера", ответил, что "они вообще не обсуждают эту инвестицию", в том числе и продажу ОАО РЖД: это "процедурно сложно" и "идеологически странно".
В "Сумме" Зиявудина Магомедова (владеет 25,07% акций), которая давно заявляет о желании купить долю ОАО РЖД в "Трансконтейнере", говорят, что продавать ничего не собираются.
Полный выход из капитала оператора, по анализу, дает денежные поступления от продажи, но снижает возможности по взаимодействию "Трансконтейнера" с ОАО РЖД, а монополия теряет дивидендный поток и контроль над оператором.
Само ОАО РЖД также не хочет продавать всю долю. Глава монополии Олег Белозеров говорил, что перераспределение собственности не решит вопроса дополнительных доходов от контейнерных перевозок.
Более того, он не исключил, что, если с учетом роста контейнерного рынка по итогам 2016 года увеличится число игроков, ОАО РЖД может задуматься — "не занять ли активную позицию в отношении "Трансконтейнера"". По словам главы ОАО РЖД, компания взяла время на обсуждение судьбы оператора.
Из рассмотренных сценариев наиболее привлекательной для ОАО РЖД и "Трансконтейнера" признана частичная продажа доли.
При сохранении участия монополии в капитале оператор получит инвестиции стратега в контейнерную инфраструктуру, в том числе в торгово-логистические центры и активы для перевозок в спецконтейнерах, а развитие пойдет по оптимистическому сценарию: план по перевозкам — 2,74 млн TEU к 2021 году вместо 2,21 млн в базовом сценарии, чистая прибыль — 8,5 млрд руб. против 6,05 млрд руб. и EBITDA — 18,22 млрд руб. против 14,68 млрд руб.
Такой сценарий, несмотря на снижение доли в "Трансконтейнере", даст ОАО РЖД рост дивидендов, грузовой базы и провозных платежей.
О возможной продаже доли ОАО РЖД в "Трансконтейнере" говорил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. "Скорее всего, составим план приватизации активов, например "Трансконтейнера", чтобы у ОАО РЖД был денежный поток и у правительства меньше запросов на поддержание тарифов и всего остального",— заявил чиновник.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров напоминает, что контейнерные тарифы росли медленнее, по итогам 2016 года отставание составило 21,1% (в 2017-м проиндексированы на 4% выше базовых). Де-факто ОАО РЖД дотировало контейнерные перевозки на 9,5 млрд. руб., на "Трансконтейнер" приходится не менее 4,5 млрд. руб.
В приход стратега в компанию, где блокпакет держит структура "Суммы" FESCO — "агрессивный миноритарий с мощным GR-ресурсом и огромным долгом",— господин Бурмистров не верит, ОАО РЖД логично выкупить долю FESCO и привлечь стратега на эту долю.