По данным газеты «Коммерсант», ОАО «РЖД» 3 октября 2019 года провело аукцион по продаже 100% минус одна акция АО «Вагонная ремонтная компания-3». Продажа актива осуществляется в соответствии с решением совета директоров в рамках продажи непрофильных активов компании, говорится в сообщении пресс-службы компании.
Победителем аукциона стала компания «Бизнес Оптима». Цена приобретения акций по итогам аукциона составила 8 млрд 650 млн. рублей. Стартовая и минимальная цена продажи составляла 7,015 млрд. рублей. Организатором конкурса выступил Банк ВТБ (ПАО).
ОАО РЖД давно хотело продать часть своего вагоноремонтного холдинга, включающего в себя ВРК-1, -2 и -3, на которые приходится 70% рынка вагоноремонтных услуг в РФ.
АО «Вагонная ремонтная компания – 3» – одна из трех дочерних компаний РЖД, созданных базе 118 вагоноремонтных подразделений, входивших в структуру Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов ОАО РЖД, в результате реформы комплекса по ремонту грузовых вагонов в 2011 году.
Компания специализируется на плановом ремонте и ремонте запчастей для эксплуатационных депо. Основными видами деятельности является деповской, капитальный, капитально- восстановительный и текущий ремонт, промывка, покраска вагонов и продажа различных узлов и деталей.
ОАО «Российские железные дороги» планирует передать участки текущего отцепочного ремонта (ТОР) Центральной дирекции инфраструктуры в аренду дочерним вагоноремонтным компаниям, в частности ВРК-3.
В компании с 1 февраля 2019 года на базе собственного производства внедрена система дополнительного профессионального образования. Обучение осуществляется бесплатно для сотрудников ВРК-3.
РЖД планирует продать ВРК-2 и -3, а ВРК-1 оставить себе. ВРК-3 уже неоднократно пытались продать по той же стартовой цене, активом интересовались в том числе крупные операторы — такие как Первая грузовая компании или «Новотранс». Однако на фоне низкого рынка аукцион проваливался.
Аукцион 3 октября 2019 года является первым состоявшимся аукционом по продаже ВРК-3 с момента принятия РЖД решения о продаже «дочки».
Согласно перечню претендентов, который организатор сформировал 1 октября 2019 года по итогам рассмотрения поступивших заявок, к аукциону были допущены АО «Вагоноремонтный завод» (ВРЗ в Стерлитамаке, владельцы — Сергей Остроухов, Виталий Сомов и Олег Ларин), ООО «Регионтранссервис» (принадлежит Александру Симонову и Александру Бойченко, в конце года выиграло аукцион по покупке «Рефсервиса»), ООО «ТрансРесурс» и ООО «БизнесОптима».
По итогам аукциона покупателем стало ООО «БизнесОптима», ОГРН или ИНН не указаны. Источник на рынке сообщил “Ъ”, что компания принадлежит Анатолию Седых (владелец Объединенной металлургической компании, ОМК).
В ОМК отказались от комментариев. Входящий в нее Выксунский метзавод — основной российский производитель железнодорожных цельнокатаных колес (ЦКК) с мощностями свыше 900 тыс. колес в год.
С 2017 года наблюдается острый дефицит колеса, цены взлетели в несколько раз, что вызывало озабоченность ОАО РЖД и собственников вагонов, а также стало предметом расследования ФАС.
По итогам первого расследования, за 2017–2018 годы, ФАС пришла к выводу, что доминирующее положение на рынке ЦКК есть только у ВМЗ, но завод не завышал цены. Расследование по 2019 году пока продолжается.
При этом в ОМК всегда обращали внимание на то, что отпускные цены на колеса растут значительно медленнее, чем на сформированные из них колесные пары «старая ось — новое колесо» (СОНК). Если средняя цена по контрактам ВМЗ в мае 2019 года составляла 50 тыс. руб. за штуку, цены на колесные пары СОНК доходили до 260 тыс. руб. Колесные пары формируются вагоноремонтными предприятиями.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, приобретение ВРК-3 поможет ОМК при текущей конъюнктуре увеличить маржинальность сбыта колес.
После того как цены на колесо и спрос на пары упадут, компания может использовать этот актив для обеспечения гарантий сбыта продукции и управления запасами, чтобы не допустить недавней ситуации, когда производители колес в условиях спада потребления сократили производство, не создав запасы, и оказались не готовы к скачку спроса в 2018–2019 годах.