Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
110 697,87  (+906,52%)
4 545,65  (+193,23%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

ОСК придется консолидировать 100% акций убыточной верфи Arctech Helsinki Shipyard

Первая серьезна попытка «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) получить актив за рубежом может обернуться проблемами. ОСК придется консолидировать 100% акций убыточной финской верфи Arctech Helsinki Shipyard, которой сейчас она владеет паритетно с южнокорейской STX через СП с STX Finland, финским подразделением STX. STX предъявила ОСК put-опцион на выкуп доли.

Отклонение опциона было бы чревато для российской корпорации юридическими сложностями, поэтому опцион уже акцептован ОСК и идет согласование параметров сделки. Цена выкупа, предположительно, не превысит €20 млн.

ОСК получила 50% Arctech Helsinki Shipyard в рамках масштабной консолидации активов. Верфь рассматривалась как дополнительные мощности для строительства судов ледового класса на Северо-Западе, которые могли бы кооперироваться с Балтзаводом. Тогда вкладом ОСК в СП были контракты на строительство судов арктического класса для российских заказчиков, в частности для «Совкомфлота» (финская верфь была недозагружена).

Сейчас финансовое положение верфи ухудшилось. Её убытки оцениваются примерно в €80 млн. Они сформированы из-за немаржинальных заказов, которые верфь выполняла себе в убыток, авансов под будущие контакты и долгов.

Фактически верфь сейчас в предбанкротном состоянии, ОСК уже приходится брать на себя выплату зарплаты ее сотрудникам. Из-за финансовых сложностей и нехватки заказов в начале года рассматривалась возможность сокращения персонала (сейчас работает около 400 человек). Логичнее было получить полный контроль над верфью через банкротство, но по европейскому банкротному праву это сложнее.

С консолидацией 100% верфи ОСК придется взять ее долги и убытки на себя. Единственный приемлемый способ закрыть убыток — загрузка верфи заказами, но даже при оптимистических оценках маржинальности в 8% верфи необходимо получить заказов на €1 млрд, чтобы выйти на безубыточность.

Arctech Helsinki Shipyard — судостроительная компания в Хельсинки, Финляндия, являющаяся совместным предприятием STX Finland (50 %) и Объединённой судостроительной корпорации (50 %). Предназначена главным образом для строительства ледоколов и других судов ледового класса для работы в арктических регионах. Девиз компании: We make you break the ice. Начала свою деятельность 1 апреля 2011 года.

Основанное на паритетных началах совместное предприятие получило свой первый заказ от Совкомфлота общей стоимостью $200 миллионов на строительство двух снабженческих судов для нефтяных платформ компании Exxon Neftegas на Сахалине 16 октября 2010 года. В 2011 году в сотрудничестве с Росморречфлотом и финской Aker Arctic Technology компания разработало уникальный ледокол проекта Р-70202 стоимостью более 3 миллиардов рублей, ледокол «косого дизайна» с асимметричным корпусом и тремя винторулевыми колонками. В марте 2013 года изготовленный в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» корпус ледокола должен был быть доставлен на верфь компании в Хельсинки с последующей передачей заказчику в декабре 2013 года.

19 декабря 2012 года был подписан срочный заказ с Министерством транспорта Российской Федерации на строительство ещё одного ледокола стоимостью свыше $100 миллионов.