По данным газеты «РБК daily», объединенная судостроительная корпорация (ОСК) вплотную приблизилась к покупке активов Объединенной промышленной корпорации (ОПК). Центробанк, ОСК и российское правительство разработали схему их передачи судостроительной госкомпании.
Банк России готов заключить с ОСК договор цессии, передав корпорации право требования к структурам ОПК, принадлежащей экс-сенатору Сергею Пугачеву. Сейчас ведутся переговоры с ОСК о схемах финансирования сделки. Среди вариантов допэмиссия ОСК, а также привлечение кредита под залог акций госкомпании.
Ранее глава судостроительной госкомпании Роман Троценко отмечал, что наиболее приемлемый вариант все-таки допэмиссия. О покупке в кредит, по его словам, можно говорить только в том случае, если цена сделки будет небольшой.
По договору уступки прав требования долги, как правило, продаются с дисконтом. Предположительно, банк готов уступить судостроительной госкомпании задолженность ОПК с дисконтом до 50%. В прошлом году ЦБ предоставил структурам Пугачева кредит на 32 млрд руб. под залог пакетов акций «Северной верфи», Балтийского завода и ЦКБ «Айсберг».
После того как право требования по кредитам структур ОПК перейдет к судостроительной корпорации, ОСК вполне может заключить мировое соглашение, оставив у себя акции «Северной верфи» и «Балтийского завода». После заключения договора по уступке права требования госкомпания может подписать со структурами ОПК отступное соглашение.
Как ожидается, первым будет решен вопрос о передаче ОСК акций ЦКБ «Айсберг». На днях ФАС одобрила ходатайство судостроительной корпорации об увеличении доли в «Айсберге» с 24,49 до 71,9%. Покупателями акций конструкторского бюро выступят как сама ОСК, так и ее «дочка» — Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС).
История ЦКБ начинается с 1947 года, когда Совет Министров СССР своим постановлением от 22.05.47 N 1668-448С «в целях обеспечения Северного Морского пути могучими ледоколами, транспортным флотом для плавания в Арктике и превращения Северного Морского пути в нормально действующую судоходную магистраль» обязало Министерство судостроительной промышленности организовать специальное конструкторское бюро для проектирования ледоколов и ледокольно-транспортных судов.
Во исполнение постановления Правительства Минсудпром издал приказ от 27.05.47 N 0161, которым предлагалось для разработки эскизных, технических проектов и рабочих чертежей ледоколов, а также проекта ледокольно-транспортного судна организовать специальное конструкторское бюро - ЦКБ «Л», сосредоточив в нём специалистов-конструкторов из предприятий Минсудпрома и ГлавСевморпути и приступить к хозяйственной деятельности с 1 июля 1947 года.
1 июля 1966 года ЦКБ было переименовано в Центральное конструкторское бюро «Айсберг», а в августе 1993 года в соответствии с решением трудового коллектива преобразовано в Акционерное общество открытого типа «ЦКБ «Айсберг».
За прошедшие годы по проектам ЦКБ построено более 100 судов и кораблей. В их числе первый в мире атомный ледокол «Ленин», самые мощные до настоящего времени атомные ледоколы типа «Арктика», серия транспортных судов типа «Амгуэма», суда для исследования Арктики и Антарктики «Михаил Сомов» и «Отто Шмидт», большая серия малых ледоколов различных модификаций, плавучие базы для обслуживания атомного флота. В кооперации с фирмой «Вяртсиля Марин» (Финляндия) построены ледоколы с ограниченной осадкой «Таймыр» и «Вайгач».
За годы производственной деятельности по проектам ЦКБ были построены: мощные атомные ледоколы для Арктики - 6 единиц; атомные ледоколы с ограниченной осадкой - 2 единицы; ледокольно-транспортные суда - 15 единиц; портовые ледоколы различных модификаций - 32 единицы; плавучие базы технического и общего назначения - 12 единиц. Кроме того, по Государственному заказу построено 16 кораблей и судов для ВМФ России.
По словам главного редактора Moscow Defense Brief Михаила Барабанова, «Айсберг» — самый малоценный судостроительный актив ОПК. По словам эксперта, цена пакета ЦКБ может достигать нескольких миллионов долларов. «Ненамного больше стоимости недвижимости конструкторского бюро», — подчеркивает г-н Барабанов.
«Несмотря на то что у ОСК есть планы по строительству суперверфи на острове Котлин, Северная верфь и Балтзавод — тоже весьма ценные активы для судостроительной госкомпании, — говорит Андрей Третельников из Rye, Man & Gor Securities, — Во-первых, верфь на Котлине запустят еще не скоро, а дополнительные мощности нужны ОСК прямо сейчас в связи с возросшим спросом на суда, в том числе со стороны нефтяников. Например, на Балтзаводе можно строить ледоколы».