Онлайн-кинотеатр ivi вернулся к идее выхода на биржу и рассматривает возможность изменения корпоративной структуры, пишет Forbes со ссылкой на источники, знакомые с планами компании.
Изначально компания рассчитывала провести road show во второй половине января и в феврале уже начать торги на Nasdaq. Но планам помешал законопроект депутата «Единой России» Антона Горелкина, который в конце декабря 2020 года предложил ограничить долю иностранцев в аудиовизуальных сервисах 20%. ivi это касалось напрямую: материнская компания онлайн-кинотеатра — ivi.ru Media Ltd — зарегистрирована на Кипре, долями в ней владеют зарегистрированные за рубежом инвестфонды, в том числе Tiger Global Management, Frontier Ventures и Baring Vostok. Законопроект негативно влиял на возможность привлечения капитала на публичном рынке, объяснял источник, близкий к компании. А источник Forbes, знакомый с планами ivi, говорил, что компания пытается добиться смягчения или отмены законопроекта.
Теперь же подход компании изменился. Три источника, знакомые с ее планами выхода на IPO, сказали, что ivi и ее акционеры ищут возможность изменения корпоративной структуры, чтобы решить вопрос с законопроектом Горелкина. Все они утверждают, что компания изучает похожий опыт «Яндекса». «Акционеры ivi рассматривают разные варианты, но конкретного пока нет. Один из таких вариантов — последовать примеру «Яндекса», так как некоторые акционеры ivi также занимаются «Яндексом». Создать дополнительный орган управления или, например, ввести «золотую акцию». Акционеры хотят, чтобы у ivi была возможность выйти на IPO», — подтверждает источник, близкий к ivi.
Как напоминает издание, летом 2019 года депутат Горелкин внес на рассмотрение парламента законопроект, согласно которому иностранцы не могут владеть или контролировать более 20% «существенных информационных ресурсов» в России. Эти изменения касались и «Яндекса». The Bell и Bloomberg писали, что законопроект поддерживали в Кремле.
На тот момент сооснователь и крупнейший акционер «Яндекса» Аркадий Волож владел 49-процентной голосующей долей в компании, а вместе с другими основателями — 56-процентной. Но, помимо российского гражданства, Волож имеет гражданство Мальты. Воложу принадлежат суперголосующие акции класса B, в случае их продажи или его смерти бумаги превращались бы в акции класса А, а компания переходила бы под контроль иностранных инвесторов. Компания обсуждала с Кремлем, как минимизировать этот риск, говорил Forbes источник, близкий к «Яндексу», сам Волож в ноябре 2019 года рассказывал, что обсуждал вопрос с чиновниками администрации президента и правительства. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опровергал согласование изменений с Кремлем.
Решением проблемы стало создание осенью 2019 года Фонда общественных интересов «Яндекса». Фонд, в частности, получил «золотую» акцию «Яндекса», право блокировать консолидацию в одних руках 10% и выше экономических или голосующих акций, возможность назначать двух из 12 членов совета директоров компании. Его возглавила сопредседатель предвыборного штаба Владимира Путина и глава фонда «Талант и успех» Елена Шмелева. Сам Волож обязался передать свои акции в семейный траст и не продавать свой пакет в течение двух лет. После того как «Яндекс» изменил корпоративную структуру, Горелкин отозвал законопроект.