Операторам рыбных портов придется разделить свой бизнес с «Нацрыбресурсом», в ведении которого сейчас находятся рыбные порты. Подконтрольный Росрыболовству ФГУП хочет самостоятельно использовать причалы, осуществлять швартовые операции и проводить бункеровку судов, в то время как стивидорам предлагается лишь разрешить перевалку грузов. Стивидоры утверждают, что лишатся большей части прибыли, а сами порты в результате окажутся неконкурентоспособными.
„Ъ“ ознакомился с предложениями Росрыболовства о новой системе взаимоотношений между арендаторами гидротехнических сооружений (ГТС) рыбных портов и «Нацрыбресурса» (НРР), в ведении которого они находятся. Стивидорам, работающим в порту, предлагается на выбор два варианта совместной с ФГУПом работы.
Первый предполагает, что НРР самостоятельно будет содержать причалы, выполнять диспетчерские функции по постановке судна к причалу, а также бункеровку всех подходящих судов. При этом ФГУП берет на себя обязательства по проведению текущего и капитального ремонта ГТС. В этом случае собственнику припортовой инфраструктуры отдается право осуществлять на этих причалах погрузочно-разгрузочные работы всех видов грузов.
Второй вариант подразумевает, что НРР помимо перечисленных в первом варианте полномочий также будет самостоятельно проводить погрузочно-разгрузочные работы в «рыбном секторе» и содержать соответствующую припортовую инфраструктуру (холодильники, хранилища и т. д.), которая сейчас находится в собственности операторов.
В этом случае собственники припортовой территории будут оказывать портовые услуги только на причалах, не включенных в так называемый рыбный сектор, а также смогут самостоятельно использовать не относящуюся к нему припортовую инфраструктуру.
Компании должны выбрать приоритетный для них вариант в течение ближайших двух недель, следует из предложений Росрыболовства. Но несмотря на то, какой из них будет выбран, стивидорам придется платить НРР по 100-140 руб. за тонну каждого переваленного груза в зависимости от порта.
При этом обязанность оплачивать арендную ставку за использование ГТС с компаний снимается. Исключение будет сделано для компаний, которые ранее подписали с НРР долгосрочные договоры аренды сроком на 49 лет: с ними условия работы пересматриваться не будут, подтвердили в НРР.
По подсчетам Владивостокского морского рыбного порта (ВМРП), при такой форме оплаты суммарная ставка только этого порта составит около 100 млн руб. против сегодняшних 49 млн руб. Вместе с тем «компания лишится почти половины своего дохода из-за отъема части деятельности в порту, которую она могла осуществлять ранее», утверждает совладелец ВМРП Денис Сарана.
Совладелец и гендиректор стивидора, работающего в камчатском порту, «КМП-Холдинг» Александр Кривошеев полагает, что предложения с новым форматом работы от НРР получили почти все стивидоры Дальнего Востока, осуществляющие деятельность на причалах, которые контролирует ФГУП. Господин Кривошеев не видит смысла продолжать работу на предложенных НРР условиях.
«140 руб. за тонну переваленного груза — это более 30% прибыли, кроме того, соседний порт, который находится в ведении Росморпорта и также переваливает и хранит в своих холодильниках рыбу, получает конкурентное преимущество, так как платит за аренду только 800 тыс. руб. в год»,— объясняет топ-менеджер. По его подсчетам, плата НРР за права использования причалов в год составит около 10 млн руб.
В НРР заявили, что такие предложения повысят эффективность использования имущества и уровень доходов от ГТС. Кроме того, предложенная мера будет направлена на создание преференциальных условий перевалки рыбных грузов и обслуживания судов рыбопромыслового флота, добавляют во ФГУПе.
Директор по развитию агентства PortNews Надежда Малышева удивляется, что НРР выделил самые малозатратные, но максимально маржинальные виды портовых услуг в свое ведение. При этом стивидорам оставили портово-разгрузочные работы, оказание которых требует больших инвестиций, например, на покупку кранов и специальной техники.