Бизнесмен Олег Тиньков ведет переговоры с потенциальными покупателями о продаже оформленной на семейный траст 35-процентной доли в TCS Group (владеет Тинькофф Банком, «Тинькофф Страхованием» и другими активами), рассказали РБК два источника, знающие о таких предложениях, и знакомый продавца.
«Тиньков действительно сейчас ведет переговоры о продаже своей доли в TCS Group. Он хочет полностью выйти из российских активов», — говорит один из них. Другой собеседник подтверждает, что Тиньков пытается продать долю в TCS и уже предлагал ее потенциальным покупателям. По его словам, этот процесс начался еще до военной операции на Украине и введения жестких санкций.
О том, что бизнесмен, попавший под санкции Великобритании из-за конфликта на Украине, намерен выйти из всех российских активов, знает и другой источник, знакомый с одним из потенциальных претендентов на долю в TCS. По его словам, основатель банка хочет нормально жить «не здесь и не зависеть от тех, кто сейчас руководит страной».
В пятницу, 22 апреля, группа «Тинькофф», названная в честь основателя, сообщила, что откажется от старого бренда: «Компания давно готовилась к этому шагу, и последние события сделали это решение еще более актуальным». Компания подчеркнула, что переросла смысл «именного» бренда. Новое название банка и группы пока не раскрывается.
За несколько дней до этого Олег Тиньков выступил с резкой критикой российской военной операции на Украине. Он заявил, что «на Украине погибают невинные люди», а у текущих военных действий нет «ни одного бенефициара». Тиньков также обратился к «коллективному Западу» и попросил дать «господину Путину ясную возможность спасти лицо и остановить это побоище». Компания назвала это личным мнением своего основателя.
Тиньков уже не основной акционер созданной им компании. Rigi Trust, подконтрольный бизнесмену и его семье, владеет 35% TCS (зарегистрирована на Кипре), следует из отчетности группы по итогам 2021 года. Более свежих данных о его доле нет, но на сайте TCS также указано, что доля Тинькова и его семьи составляет 35%. Еще 6,5% принадлежит менеджменту компании, а оставшиеся 58,4% акций находятся в свободном обращении.
Контроля над головной компанией бизнесмен лишился в начале 2021 года. До этого доля его голосующих акций составляла 84%. Решение сократить участие в бизнесе он принял на фоне борьбы с лейкемией, а также налогового спора с властями США, который впоследствии был урегулирован благодаря выплате бизнесменом $509 млн.
После начала военной операции на Украине и масштабного введения санкций против российской экономики и бизнесменов Тиньков, в последнее время находившийся в Лондоне, оказался под британскими санкциями, но не попал под санкции США и Евросоюза. TCS Group и Тинькофф Банк под ограничения также не попали. В начале апреля группа объявила, что контроль (в форме доверительного управления) над 100% акций Тинькофф Банка будет передан его топ-менеджменту во главе с председателем правления Станиславом Близнюком. Кроме того, соруководители TCS Group Оливер Хьюз (гражданин Великобритании) и Павел Федоров вышли из ее совета директоров и объявили о переезде на постоянное место жительства в Объединенные Арабские Эмираты.
«Тинькофф» не раз заявлял о планах по международной экспансии, однако этого до сих пор не произошло. Сама TCS торгуется на Лондонской фондовой бирже. В начале марта площадка остановила торги бумагами российских компаний, в том числе TCS. Перед этим цена бумаг упала до $2,4, хотя еще осенью прошлого года она превышала $100. После этого TCS сообщила, что допускает перенос основного листинга в Москву.
Акционерный капитал компании состоит из 199,3 тыс. бумаг: расписки, торгуемые на бирже, приравниваются к ним 1 к 1. Торги акциями TCS в Лондоне заморожены на отметке $3,19 — таким образом, рыночная капитализация составляет, по этим данным, $63,6 млн. Еще в прошлом году она превышала $20 млрд, а сам Тиньков прогнозировал рост до $1 трлн через десять лет.
На Московской бирже TCS торгуется по 2270 руб. Исходя из этого, стоимость компании можно оценить в 452,4 млрд руб., или почти $6 млрд. Исходя из этой оценки, доля 35% может стоить чуть больше $2 млрд.