У сервиса доставки еды «Кухня на районе» появился новый претендент на покупку — cанкт-петербургский сервис доставки еды «2 Берега», рассказал Forbes источник, близкий к VK (ранее — Mail.ru Group), и подтвердил источник, близкий к «2 Берегам». По словам источника, близкого к VK, «O2O Холдинг» (принадлежит VK и «Сберу») обсуждает вариант бесплатной передачи «Кухни на районе» сервису «2 Берега» с доплатой на ее развитие. Источник, близкий к «2 Берегам», подтвердил вариант с доплатой. Источник, близкий к «O2O Холдинг», говорит, что на «Кухню на районе» есть три-четыре покупателя и ни о какой доплате речи не идет. Собеседник Forbes, близкий к «Кухне на районе», говорит, что один из претендентов на покупку актива — еще один петербургский сервис доставки «Dostaевский».
Предложение доплатить за развитие «Кухни на районе» может быть результатом антикризисных мер внутри «O2O Холдинга» и перестановок в команде, что отражается на сервисах по доставке, говорит принципал фонда Phystech Ventures Анна Гишко. На днях стало известно, что сервис доставки продуктов «Самокат», принадлежащий «O2O Холдингу», закрывает бизнес в 15 городах России, отметила Гишко. Сервис «Кухня на районе» был сфокусирован на Москву, бизнес-модель требовала существенных инвестиций, планы по масштабированию в другие города так и не реализовались, отметила она. В то время как у компании «2 Берега» не было активов в Москве — для них это шанс выйти на московский рынок dark kitchens, считает принципал Phystech Ventures. У «2 Берегов» уже есть актив в сегменте dark kitchens: в 2021 году компания могла стать владельцем сервиса доставки еды «Готово» в Петербурге, писал ранее Forbes.
По итогам 2020 года оборот рынка доставки готовой еды в России вырос на 48%, до 266,2 млрд рублей (по данным исследования РБК «Рынок доставки готовой еды 2021», которое есть у Forbes). Согласно исследованию, в 2021 году этот рынок должен был увеличиться на 25%, до 334,6 млрд рублей.
Сервис из Санкт-Петербурга «2 Берега» занимается доставкой пиццы, роллов, пирогов и управляет собственной сетью dark kitchen, писал «Коммерсантъ». Помимо Петербурга, компания работает в Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Ростове-на-Дону, Самаре, Уфе, Челябинске и Великом Новгороде. Собеседник Forbes в одном из венчурных фондов говорит, что «2 Берега» известен тем, что скупает убыточные активы. В 2019 году владельцы «2 Берегов» купили сеть ресторанов «Две палочки», входившую в свернувший бизнес холдинг Food Retail Group, по данным «Коммерсанта». В апреле 2020 года сервис «2 Берега» приобрел компанию Ollis, которая включает в себя сеть из 15 пиццерий и службу доставки, писала газета. Однако в январе 2021 года издание «Фонтанка» сообщало, что в Санкт-Петербурге остались только две точки пиццерий Ollis и два ресторана «Две палочки» из восьми — один из собеседников издания заявлял, что у сервиса не было стратегии развития купленных бизнесов.
Головная компания сервиса «2 Берега» — кипрская Intepro Development Limited. По данным СПАРК, ей принадлежат товарные знаки «2Б», 2B.ru, 2-BEREGA.RU и другие. Ранее эти знаки принадлежали в том числе юрлицу «Акт». Его владелицей, в свою очередь, является Екатерина Салабуга. Собеседники «Коммерсанта» называли ее однофамильца Виталия Салабугу владельцем «2 Берегов».
По данным кипрского корпоративного реестра на ноябрь 2021 года, 0,1% Intepro Development Limited принадлежали O2O Holding LLC. Представитель «ВК» тогда подтвердил Forbes, что у О2О «де-юре одна акция в «Интепро», но уточнил, что она не дает права влиять на операционную деятельность компании.
Сервис доставки готовой еды в радиусе двух километров «Кухня на районе» (ООО «Локалкитчен») появился в 2017 году, его основатели Андрей Колесников, Кирилл Родин и Олег Козырев были топ-менеджерами «Рокетбанка», еще одним учредителем выступил сооснователь агрегатора доставки еды «ЕдаСюда» Антон Лозин. С мая 2020 года «О2О Холдинг» владел 30% «Кухни», а в сентябре его доля выросла почти до 85%. По 6,19% принадлежит Козыреву и Колесникову, 0,32% — у Родина, еще 2,58% — у Лозина, следует из данных базы «СПАРК-Интерфакс».
В 2019 году выручка «Кухни на районе» составила 633,3 млн рублей, убыток — 682,2 млн рублей, по данным «СПАРК-Интерфакс». В конце 2019 года Колесников рассказывал Forbes, что сервис растет на десятки процентов каждый месяц и становится прибыльным. «Есть все предпосылки, что зарабатывать вся компания начнет уже в 2020 году», — отмечал он. Однако в 2020 году, несмотря на инвестиции и последующее увеличение доли до 85% СП «Сбера» и VK, бизнес принес 1,27 млрд рублей убытка при выручке в 2,4 млрд рублей. А в 2021-м — 1,3 млрд рублей убытка при выручке в 3,6 млрд рублей, свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакс».
Согласно данным, которые представил источник издания, близкий к «Кухне на районе», в течение 2019 года компания увеличила количество кухонь с 11 до 27, в течение 2020-го — еще до 45. За 2021 год количество кухонь росло медленнее — их число составило 55, отметил собеседник Forbes. В 2021 году замедлился и рост количества заказов в месяц, продолжает он: если в течение 2020-го этот показатель вырос почти вдвое — до 1760, то к середине 2021-го упал до 1587, а в конце года составлял чуть больше 2000. За 2021 год упал и средний чек — с 653 рублей до 600 рублей. По итогам девяти месяцев 2021 года GMV (оборот) «Кухни» вырос на 60% год к году, до 3,157 млрд рублей (по данным неаудированной отчетности).