Пермские компании были созданы в июле 2017 года совладельцами «Ириса» Сергеем Купчиком и Денисом Вдовиным. Основным видом деятельности ООО являются работы в области компьютерных технологий.
ООО «Ирис» занимается разработкой компьютерного программного обеспечения, в том числе, внедрением систем управления на автозаправочных станциях.
На своем сайте компания обещает уменьшить документооборот, ускорить процесс обслуживания клиента, минимизировать издержки за счет уменьшения влияния человеческого фактора, ускорить сбор и обработку информации о работе АЗС.
Помимо системы управления АЗС, внедряет систему управления нефтебазами. Сообщается об опыте внедрения системы на 112 нефтебазах на территории РФ, Украины и Молдовы.
По итогам 2016 года компания «Ирис» отчиталась о выручке в 34,7 млн. руб. и прибыли в 16 млн. руб. Данных о заключенных госконтрактах и финансовых результатах за 2017 год система «СПАРК-Интерфакс» не содержит.
Отметим, что чуть ранее ПФПГ в уставный капитал ООО «Ирис» с долей в 4,9% вошел Игорь Фомин, бывший гендиректор ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».
Господин Фомин покинул структуры ЛУКОЙЛа несколько лет назад, а до этого считался одним из соратников владельца ПФПГ Андрея Кузяева. Отметим, что ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» управляет крупнейшей в Пермском крае сетью АЗС.
Для ПФПГ это не первый опыт инвестиций в IT-компании. Ранее Properm.Ru сообщал, что инвестхолдинг вложился в ООО «НапаЛабс», базирующееся в бизнес-парке производителя коммуникационного оборудования — завода «Морион».
Компания разрабатывает систему мониторинга и управления трафиком, позволяет оптимизировать затраты на магистральные и внешние каналы, маркетинговые исследования и коммуникации с клиентами и понимать тренды развития интернет-индустрии.
Стартап можно признать удачным: ООО «НапаЛабс» демонстрирует выдающиеся финансовые показатели. В 2014 году при выручке в 20 млн. руб. чистая прибыль составила 75 млн. руб., в 2015 году — 31 млн. руб. (при выручке в 12 млн. руб.).
«Для основных игроков российской топливной розницы приоритетом является повышение доходности. Одной из точек роста является увеличение доли выручки от нетопливных товаров.
Растущая конкуренция заставляет владельцев АЗС привлекать клиентов дополнительными услугами, в том числе ассортиментом товаров, продуктов питания, открытием кафе. Бонусные карты и программы лояльности в целом — один из способов обеспечения конкурентоспособности.
Очевидно, что автозаправочным станциям необходимо повышать качество сервиса и снижать издержки. Здесь автоматизированные системы являются практически незаменимым инструментом.
Этот сегмент бизнеса привлекателен при условии, что у компании, в которую вкладывается инвестор, есть прозрачная и понятная история взаимоотношений с реальными заказчиками, — полагает Дмитрий Поляков, руководитель инвестиционных проектов группы компаний Softline.
«От структуры портфеля клиентов зависит и цена, которую инвестор заплатил за долю в проекте. Ситуация в топливной рознице такова, что на рынке есть локальные сети и отдельные АЗС, а также франчайзи крупных брендов (например, ЛУКОЙЛ). Рынок для таких решений есть, он не закрыт», — отмечает эксперт.
Алексей Калачев, эксперт-аналитик ИК «Финам», оценивает стоимость доли ПФПГ в «Ирис» в 9–11 млн. руб. Эксперт считает рынок автоматизации и цифровизации сетей АЗС перспективным, но ограниченным «в связи с числом таких сетей», то есть «сейчас такие инвестиции актуальны, а через короткое время рынок будет заполнен и поделен».
«В случае с приобретением ПФП-Группой доли в ООО „Ирис“ возможен синергетический эффект для всех участников. С одной стороны, связи в нефтегазовой сфере открывают доступ к клиенту: розничная сеть „ЛУКОЙЛа“ одна из самых крупных в России, 5 тыс. АЗС.
С другой стороны, объединение оператора телекоммуникационных услуг „ЭР-Телеком“, производителя коммуникационного оборудования — завода „Морион“ (оба входят в ПФПГ), а также производителя софта и интегратора систем „Ирис“ позволяет создавать комплексные решения», — полагает господин Калачев.