По данным газеты «Коммерсант», чешская PPF Group Петера Келлнера ищет покупателей на свой пакет (12,92%) в Polymetal, втором по масштабу золотодобытчике РФ.
Договоренностей о продаже пока ни с кем нет, говорят источники, знакомые с ситуацией, добавляя, что "явного интереса от других крупных акционеров Polymetal не наблюдается". Впрочем, акционеры Polymetal не связаны и соглашениями о "праве первого отказа".
Крупнейшие акционеры золотодобытчика помимо PPF — группа ИСТ Александра Несиса (26,87%), семья Александра Мамута (10,12%) и "Открытие Холдинг" (7,04%). В ИСТ и "Открытие Холдинг" отказались от комментариев. Источник, близкий к PPF, заявил, что информация о планах выхода группы из Polymetal — "полная чушь".
PPF стала акционером Polymetal в 2008 году, выкупив вместе с группой ИСТ и Александром Мамутом 68% компании у Сулеймана Керимова (Polymetal оценивался для сделки в $3 млрд). PPF тогда досталось около 24,9%, но доли партнеров снизились после допэмиссий в 2010-2011 годах.
С начала 2016 года PPF уже распродала 5% Polymetal, крупнейшей была продажа около 3% в сентябре. Такой же пакет Polymetal продал тогда и давний партнер чешской группы Иржи Шмейц (владеет сейчас 1,7%). Детали сделок не раскрывались, но ИСТ в ходе этой распродажи докупила 2,97% золотодобытчика.
Капитализация Polymetal на LSE 8 ноября 2016 года составляла £3,86 млрд ($4,78 млрд), таким образом, пакет PPF стоил по рынку около $616 млн. Источник в одной из инвесткомпаний считает, что найти покупателей PPF будет непросто: у группы большой пакет, который сложно продать в рынок, тем более что акции Polymetal "стали довольно дорогими бумагами".
А ключевые акционеры Polymetal пока не хотят выкупать акции у PPF, поскольку усиление доли российских инвесторов может быть негативно воспринято международными инвесторами (free float компании без учета крупных акционеров — 40%), говорят источники, знакомые с ситуацией.
Но один из них считает, что рынок недооценивает компанию. Аналитики Sberbank CIB в ноябрьском обзоре Polymetal отмечали, что бумаги компании торгуются на LSE практически вдвое дешевле, чем акции ближайшего глобального конкурента Randgold: 6 EV/EBITDA против 11,3.
Почему PPF решила выйти из Polymetal, источники, близкие к чешской инвестиционной группе, объяснить затрудняются, предполагая "стремление зафиксировать доходность", потребность в наличности, а также возможное сокращение присутствия в российских активах.
В августе 2016 года появлялась информация о том, что PPF и Emma Capital Иржи Шмейца ведут переговоры о продаже сети "Эльдорадо" с группой "Сафмар" Михаила Гуцериева.
По словам Сергея Донского из Societe Generale, в инвестиционном кейсе Polymetal есть три основных аспекта.
Первый — динамика цен на золото, которые находятся под давлением из-за ожидаемого рынком повышения ставок ФРС США.
Второй аспект — это дивидендная политика компании: Polymetal платит стандартные для отрасли дивиденды (доходность на уровне 5% годовых), но проигрывает по выплатам "Норникелю" и российским стальным компаниям.
Третий аспект, говорит господин Донской, это потенциал роста компании за счет разработки новых месторождений и сделок M&A, и основной рост сейчас предполагается за счет проекта "Кызыл" в Казахстане, "что может вызывать определенные опасения у инвесторов".
В принципе PPF может найти покупателей на свой пакет, но если продавать его целиком или крупными блоками, то придется предложить дисконт, заключает аналитик.
Источник в одной из инвесткомпаний допускает, что дисконт может составить 5-10% к рынку.