Разницу в рыночной стоимости «Трансконтейнера» и оценке EY можно объяснить низкой ликвидностью акций контейнерного оператора, которую создали крупные держатели акций — Fesco (принадлежит группе «Сумма») и НПФ «Благосостояние», говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. По его оценке, сейчас торгуется 2-3% «Трансконтейнера». Fesco купила 12,5% акций компании в ходе IPО, сейчас у компании больше 24% контейнерного оператора. У «Благосостояния» — больше 10% «Трансконтейнера».
Переоценка «Трансконтейнера» даст РЖД 22,9 млрд руб. прибыли в 2015 г., полагает Минэкономразвития (такие данные содержатся в материалах ведомства). Это один из вариантов снижения убытков монополии в 2015 г. Убыток составит 60 млрд руб., писал президент РЖД Владимир Якунин премьер-министру Дмитрию Медведеву.
Чтобы избежать массовых увольнений, он попросил 45 млрд руб. субсидий на покрытие убытка, 25 млрд руб. субсидий на пассажирские перевозки и 10%-ную индексацию тарифов на грузовые перевозки. Правительство согласилось поддержать монополию, только субсидии на покрытие убытка будут меньше, чем просил Якунин, — 30 млрд руб.
РЖД оценивала «Трансконтейнер», чтобы внести акции компании в капитал контейнерного оператора Таможенного союза — Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), которая будет заниматься железнодорожной перевозкой грузов в контейнерах из Китая, переключив грузопоток с морского транспорта.
Решение о ее создании совет директоров РЖД принял в сентябре. Кроме 50% плюс 1 акция «Трансконтейнера» туда будет внесено 100% другой «дочки» РЖД — «РЖД логистики» (непубличная компания). Ее стоимость EY оценила в 4,5 млрд руб., говорится в материалах РЖД. «Трансконтейнер» и «РЖД логистика» владеют 25 000 платформ для перевозки контейнеров и 61 000 контейнеров.
РЖД, внеся в капитал ОТЛК «Трансконтейнер» и «РЖД логистику», на первом этапе будет основным акционером ОТЛК с долей 99,8%. Другие совладельцы логистической компании — Казахстанские и Белорусские железные дороги внесут в капитал ОТЛК по 32,7 млн руб. На втором этапе партнеры РЖД по ОТЛК внесут активы. Но и после этого РЖД останется контролирующим акционером ОТЛК с долей 74%. Доля КЖД вырастет до 21%, ЮЖД — до 5%.