По данным газеты «Коммерсант», пермские краевые власти намерены приобрести 100% доли компании-разработчика дорожной документации ООО «Уралдорпроект». Расходы на покупку предполагают изменения в бюджете на 2018–2020 годы, внесенные в заксобрание губернатором Прикамья Максимом Решетниковым.
Как сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту, оценочная стоимость компании составляет 45 млн. руб. Согласно документу, эта сумма рассчитывалась «исходя из стоимости чистых активов предприятия и ожидаемой суммы прибыли в 2018–2020 годах».
В пояснительной записке говорится, что приобретение «Уралдорпроекта» позволит региональным властям ускорить процесс разработки проектно-сметной документации, а также более оперативно вносить в проекты изменения и корректировки на этапе строительно-монтажных работ.
Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», в Перми зарегистрировано два ООО «Уралдорпроект». Руководителем и бенефициаром обоих обществ является предприниматель Павел Морозов. В ООО «Уралдорпроект» господину Морозову принадлежит 100% в доле уставного капитала.
У ООО «Уральский институт дорожного проектирования», помимо Павла Морозова (владеет долей в 51%), еще два совладельца — главный инженер «Уралдорпроекта» Андрей Ковальчук (44%) и Татьяна Ташкинова (5%).
Уральский институт дорожного проектирования завершил 2016 год с убытком в 575 тыс. руб. ООО «Уралдорпроект», напротив, закончил год с чистой прибылью — 61 тыс. руб. Финансовая документация за 2017 год не опубликована.
Обе компании с 2014 года получали существенный объем госконтрактов. В 2017 году Уральский институт дорожного проектирования заключил девять контрактов на сумму 28,9 млн. руб.
Самые дорогие из них заключены с КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края». Это контракт на работы по корректировке проектной и рабочей документации реконструкции участка трассы Кунгур — Соликамск (14,4 млн. руб.), авторскому надзору за этим объектом (2,1 млн. руб.) и капремонтом участка дороги Пермь — Ляды.
В 2018 году Уральский институт дорожного проектирования заключил контракт с администрацией Краснокамского района Республики Башкортостан на сумму 260 тыс. руб.
«Уралдорпроект» в 2017 году также заключил девять контрактов общей стоимостью 8,6 млн. руб. Среди них крупные контракты с краевым управлением автомобильных дорог и транспорта: разработка проектов капремонта участков дороги Кунгур — Соликамск (3,1 млн. руб.), моста через реку Тулву в Бардымском районе Пермского края (1,2 млн. руб.), а также технико-экономическое обоснование устройства надземного пешеходного перехода на дороге Пермь — Березники (642,9 тыс. руб.).
Источник, близкий к пермскому краевому минтансу, утверждает, что краевые власти хотят создать на базе «Уралдорпроекта» региональный проектный институт.
«Сейчас в Пермском крае нет подобного учреждения, и вся проектная документация разрабатывается сторонними компаниями. В итоге дороги нередко приходится переделывать, как это было с шоссе Космонавтов, когда проект делала фирма из Санкт-Петербурга», — отмечает собеседник.
Раньше в Пермском крае уже был государственный проектировщик строительства дорог — ОАО «Пермдорпроект». В 2011 году компания была куплена предпринимателем Всеволодом Юшковым по начальной цене — 8,7 млн. руб. Через четыре года проектная организация была признана банкротом и ликвидирована.
Собеседник в депутатском корпусе предполагает, что пермские краевые власти, купив компанию, смогут не проводить конкурсы на разработку проектно-сметной документации, а поручить эти работы госучреждению.
«Краевые власти могут исполнять свои полномочия самостоятельно либо передать на аутсорсинг и размещать заказы на конкурсах.
Если компания после покупки в государственную собственность станет бюджетным учреждением, то она сможет готовить проектную документацию без участия в конкурсах. Тем более купить готовую структуру проще, чем создавать ее с нуля», — считает источник.
«Главный плюс такого решения — оперативность. С другой стороны, создание Пермской краевой проектной компании и отказ от проведения конкурсов может привести к снижению конкуренции на рынке. Кроме того, контролировать собственную структуру краевым властям будет сложнее, чем стороннего проектировщика», — поясняет собеседник.
По его словам, существует также риск потери квалифицированных кадров после покупки компании.
«Главный ресурс, который может приобрести Пермский край, — это квалифицированные проектировщики. Компания без сотрудников ничего не стоит. Но пока никто не гарантировал, что люди готовы перейти на работу в госструктуру и ничего от этого не потеряют», — добавил собеседник.
Председатель бюджетного комитета заксобрания Елена Зырянова считает, что предложение краевых властей не противоречит действующему законодательству.
«Это управленческое решение, принятое правительством в рамках собственных полномочий. Предложение будет рассмотрено заксобранием вместе с другими поправками в бюджет», — уточнила депутат.
По мнению председателя правления Start City Group, вице-президента СРО «Гильдия пермских строителей» Александра Кашеварова, необходимость создания в крае государственного проектного учреждения связана с недостаточным качеством подготовки проектной документации.
«Сейчас ее качество оставляет желать лучшего. Но не факт, что государственное учреждение будет готовить более качественную документацию. Кроме того, создание и содержание собственной организации обойдется дороже, чем проведение конкурсов на разработку проектно-сметной документации», — отмечает эксперт.
Экс-председатель дорожного комитета Пермского края Павел Чумаков считает, что новая организация должна не только разрабатывать документацию, но и заниматься внедрением современных технологий в дорожном строительстве.
«Тем более раньше в Пермском крае уже был успешный опыт работы государственного проектировщика. Сейчас все зависит от того, смогут ли власти найти достойного руководителя и сформировать компетентную команду», — пояснил эксперт.