Как стало известно “Коммерсанту”, Владимир Лисин может продать принадлежащую ему Первую грузовую компанию. О переговорах рассказали шесть источников на рынке. По данным собеседников издания, планируемая сделка носит денежный характер, переговоры находятся в продвинутой стадии, однако еще не завершены.
Покупатель неизвестен. Источники газеты называют «Деметра-Холдинг», его акционеров или входящий в состав холдинга «Русагротранс», а также совладельца «Трансфин-М» и «Атланта» Алексея Тайчера. Однако все эти стороны прямо или через представителей опровергли участие в сделке. Два собеседника издания говорят, что речь может идти о «совершенно новой структуре, хотя и аффилированной с известными участниками рынка». Один из источников утверждает, что сделка должна быть закрыта до конца года.
ПГК — лидер рынка оперирования вагонами, сейчас в рейтинге INFOLine Rail Russia Top она делит первые два места с подконтрольной ОАО РЖД Федеральной грузовой компанией. ПГК создана в 2007 году, затем выделена из состава ОАО РЖД в рамках реформы. В 2011 году 75% минус 2 акции приобрела структура Владимира Лисина за 125,5 млрд руб. В 2012 году, выкупив у ОАО РЖД оставшийся пакет за 50 млрд руб., холдинг господина Лисина консолидировал 100% оператора.
Сегодня в парке ПГК более 100 тыс. вагонов (с момента приватизации он сократился почти вдвое), в последнее время компания вышла из сегментов малокубовых крытых вагонов и универсальных платформ. По итогам 2022 года выручка ПГК по РСБУ выросла на 19,4%, до 105,8 млрд руб., чистая прибыль — в 1,7 раза, до 38,4 млрд руб.
Время для продажи пакета сейчас очень удачное, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, напоминая, что стоимость может рассчитываться двумя способами: на базе финансовых показателей, а EBITDA в минувшем году у всех операторов была очень хорошей, и исходя из стоимости б/у вагона, которая базируется на стоимости нового вагона, а она с начала года возросла примерно на 40%. Рынок очень позитивный с точки зрения грузовой базы, отмечает он, доходы операторов будут расти, а конкуренцию и закупки ограничивает высокая цена новых вагонов. В чистом виде стоимость парка ПГК может составить порядка 140 млрд руб., подсчитал господин Бурмистров, и это консервативная оценка бизнеса. А оптимистичная оценка с учетом показателей прибыльности, потенциальной выплаты дивидендов, наличия средств на счетах, а также нахождения в залоге у ПГК «Транс Синергии»,— 200–220 млрд руб. Господин Бурмистров считает, что выход из операторского бизнеса не скажется на условиях перевозок грузов принадлежащего господину Лисину НЛМК, так как обслуживание осуществляется по долгосрочным сервисным контрактам.