По данным газеты «РБК daily», российские акционеры ТНК-ВР — группа Alfa Access Renova — продолжают вставлять палки в колеса альянсу «Роснефть» и ВР. 1 февраля 2011 года британский суд удовлетворил их ходатайства о приостановке сделок между компаниями.
Через британский суд AAR хотела добиться исполнения двух требований: приостановки всех переговорных процессов между компаниями, а также чтобы «суд принудил ВР действовать в соответствии с акционерным соглашением». Окончательное решение по иску AAR должен вынести Стокгольмский арбитраж. Ожидается, что слушания по ускоренной процедуре пройдут в период с 14 по 25 февраля.
Накануне совет директоров консорциума AAR проголосовал против выплаты дивидендов акционерам ТНК-ВР за четвертый квартал. Совет директоров компании также должен состояться в середине февраля.
Высокий суд Лондона до 25 февраля приостановил работу по сделкам «Роснефть» и ВР, которые касаются совместной работы в Арктике, и взаимному обмену акциями. «Все требования удовлетворены. Мы договорились об ускоренной работе в арбитраже Стокгольма», — сказал главный управляющий директор консорциума AAR Стэн Половец.
BP всегда выступала за то, чтобы подобные вопросы решались через арбитраж, и мы приветствуем решение Лондонского суда, сказал директор BP в России Дэвид Питти. Представитель «Роснефть» считает установленные судом сроки для рассмотрения спора разумными и отмечает, что «все риски при заключении альянса с ВР прогнозировались и просчитывались».
14 января ВР и «Роснефть» объявили о взаимном обмене акциями стоимостью $7,8 млрд., а также о совместном освоении арктического шельфа. Консорциум AAR поначалу заявлял, что приветствует эту сделку и не планирует вступать в новый акционерный конфликт, подобный тому, который произошел в 2008 году. Но по соглашению между ВР и AAR, прежде чем договариваться о новых проектах в России и на Украине, британская компания должна была получить согласие совета директоров ТНК-ВР, чего не было сделано.
BP не против участия ТНК-ВР в совместных с «Роснефтью» проектах, сообщил исполнительный директор британской компании Роберт Дадли. По его словам, компания также не боится судебного разбирательства с акционерами ТНК-ВР. «Меня это мало удивило (иск AAR )... но я полагаю, что данный спор может быть решен по-деловому. Нас вполне устраивает перспектива арбитражного урегулирования», — отметил глава ВР.
«В альянс выбирали компанию по трем опциям: работа на шельфе, кадровый потенциал и современные технологии. В этом контексте ТНК-ВР не рассматривалась в принципе. Более того, нам нужен был партнер с капитализацией свыше $100 млрд., поскольку работа в Арктике сопряжена с высочайшей ответственностью», — пояснил представитель российской госкомпании.
«Роснефть» – один из лидеров российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции.
Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (75,16% акций) является ОАО «Роснефтегаз», на 100% принадлежащее государству. В свободном обращении находится около 15% акций Компании.
География деятельности «Роснефть» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь, Дальний Восток. Компания реализует также проекты в Казахстане и Алжире. Семь крупных НПЗ «Роснефти» распределены по территории России от побережья Черного моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть Компании охватывает 39 регионов страны.
Основное конкурентное преимущество «Роснефти» – размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22,9 млрд барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира.
Руководитель Центра политической информации Алексей Мухин не исключает, что конфликт может закончиться тем, что британцам придется выплатить AAR компенсацию, размер которой может достичь свыше $1 млрд. «Роснефть» вряд ли будет препятствовать участию в СП ТНК-ВР, и если это состоится, то за счет сокращения доли британской компании. Но пакет ТНК-ВР будет несущественным, поэтому не будет иметь определяющего значения в ходе реализации совместных проектов ВР и госкомпании, полагает управляющий партнер «2К Аудит — Деловые консультации/Morison International» Иван Андриевский.