По данным газеты «Коммерсантъ», 7 ноября 2011 года стали известны итоги аукциона по продаже частными владельцами «Мурманского морского торгового порта» крупного пакета его акций. Частные владельцы ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) раскрыли Росимуществу имя победителя прошедшего 2 ноября аукциона по продаже 63,5% голосующих акций (47,55% от уставного капитала) порта.
Бумаги принадлежали Laterium Commercial Limited и Specialized Project Investments B. V. (по неофициальной информации, подконтрольны Николаю Егорову и Сослану Харебову). Новым владельцем стало ООО «Гарсия», предложившее на третьем шаге 7,65 млрд руб. при стартовой цене 7,5 млрд руб.
Петербургское ООО «Гарсия» на 100% принадлежит Антону Учителю. О предпринимателе известно немного: у него есть несколько компаний, которые ведут ресторанную деятельность в Петербурге, а в 2010 году господин Учитель купил ООО «Транзит» (торгует лесоматериалами), совладельцем которого в середине 2000-х было ОАО «Лесной терминал «Фактор», работающее в порту Усть-Луги.
Представитель терминала, говорит, что никогда не слышал об Антоне Учителе. Представитель транспортной отрасли тоже ничего не знают о предпринимателе.
Предположительно, ООО «Гарсия» связано с нынешними владельцами ММТП и победитель сорвал аукцион с целью не допустить продажу порта недружественной акционерам компании. Вероятно, на торгах была использована технология, опробованная в конце весны при срыве аукциона по порту Ванино, когда компания «Сэлтехстрой» Ивана Микояна в несколько раз подняла цену контрольного пакета, но отказалась от сделки. Кроме того, может быть, что в процессе проведения аукциона по продаже ММТП, ООО «Гарсия» планировало разогнать цену для реального покупателя, но последний вовремя остановился.
ФАС пока не получала ни одного ходатайства о приобретении акций ММТП. Но у ООО «Гарсия» есть время до фактического совершения сделки.
Также, в последнее время никто из реальных претендентов не проводил аудит порта, а ранее смотревшие его компании отказались от покупки из-за завышенной цены. Порт находится не в самом лучшем техническом состоянии и требует значительных инвестиций в причальную инфраструктуру.
«Мурманский морской торговый порт» (ММТП) был основан в 1915 году. Сразу же после своего основания незамерзающий Мурманский порт приобрел для страны стратегическое значение и стал одним из основных российских портов, обеспечивающих внешнеторговые операции. В 30-х годах начинается широкомасштабное освоение Арктики и Мурманск становится базовым портом для отправки научных экспедиций и грузового сообщения с портами арктического побережья.
В годы Великой Отечественной войны мурманские портовики, проявляя героизм, под непрерывными бомбежками принимали и разгружали караваны судов с оружием и продовольствием из США и Англии, ремонтировали разрушенные причалы и поврежденную технику.
После окончания войны порт был возрожден заново. Благодаря освоению природных богатств Кольского полуострова через порт пошли новые грузопотоки: железорудный и апатитовый концентраты, продукция Кандалакшского алюминиевого завода. К 1980 году Мурманский порт стал по грузообороту одним из пяти крупнейших портов страны.
Открытое акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» было создано в 1994 году на базе государственного предприятия и в настоящее время является крупнейшим предприятием города Мурманска, а по объему перерабатываемых грузов занимает четвертое место по России и является вторым по величине (после Санкт - Петербургского порта) портом северо-западной части России.
ОАО «Мурманский морской торговый порт» располагает для работы семнадцатью причалами общей протяженностью около 3 000 метров. Длина и глубины у причалов позволяют принимать и ставить под грузовые операции суда с осадкой до 15,5 метров, длиной более 265 метров и дедвейтом до 150 000 тонн. С начала 1999 года порт успешно обрабатывает суда типа «PANAMAX» грузоподъемностью до 80 000 тонн с интенсивностью до 20 000 тонн в сутки.
Особое место в грузообороте порта занимает перевалка угля. «Мурманский морской торговый порт» является крупнейшим и практически единственным крупным перевалочным пунктом угля в Северном морском бассейне. Через Мурманский порт сейчас экспортируется больше угля чем через порты Санкт-Петербург, Кандалакша, Выборг и Высоцк вместе взятые. Основное направление экспорта – это страны Западной Европы, в частности: Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Великобритания и другие.
ММТП за девять месяцев 2011 г. принял с железной дороги 11 млн тонн грузов, из них около 8 млн тонн — уголь, 1,5 млн тонн — металлические руды и 1,5 млн тонн — удобрения. 63% акций контролируют Laterium Commercial Limited и Specialized Project Investments B. V., 25,5% акций находится в собственности государства и включены в программу приватизации на этот год. Остальное — у миноритарных акционеров.
Директор по развитию агентства PortNews Надежда Малышева полагает, что аукцион с самого начала мог быть блефом нынешних владельцев, с целью показать наличие большого интереса к активу и его высокую оценку будущим потенциальным покупателям.