На 23,54% акций КамАЗа, которым владеет консорциум инвесторов во главе с экс-президентом «Тройки Диалог» Рубеном Варданяном, появились новые претенденты. Раньше единственным потенциальным покупателем бумаг, которые сейчас стоят на бирже около 9 млрд руб., считался «эксклюзивный стратегический партнер» завода немецкий Daimler, но теперь речь идет о выкупе акций ВЭБом, РФПИ или основным акционером КамАЗа «Ростехом». Переговоры с немцами затянулись, они предлагают не слишком хорошую цену, и государство предпочитает придержать пакет до лучших времен.
Сейчас 20,81% акций КамАЗа принадлежат кипрской Avtoinvest Limited, еще 2,73% владеет Decodelement Services Limited. В конце декабря, после заявлений Владимира Путина о необходимости деофшоризации экономики, гендиректор КамАЗа Сергей Когогин сказал, что акционеры автозавода «провели обсуждения и приняли решение начать юридические процедуры по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию».
Выкуп акций КАМАЗа касается не просто перевода акций из одной юрисдикции в другую. Раньше было одно линейное направление — к сделке с Daimler, но теперь если акции выкупит какая-либо российская госкомпания, то Daimler на первом этапе может быть предложен пакет, который позволит концерну нарастить свою долю лишь до блокирующей. Сейчас Daimler принадлежит 11% акций КамАЗа, еще 4% владеет в его интересах ЕБРР. Таким образом, для достижения блокпакета необходимо 10% акций. Остальные 13,5% из бывшего пакета «Тройки» могут пока остаться у российской стороны как у своего рода портфельного инвестора.
Daimler всегда рассматривался как стратегический партер КамАЗа, аналогичный альянсу Renault-Nissan для АвтоВАЗа. В июле управляющий директор «Ростеха» по инвестициям Сергей Скворцов говорил, что «появление нового индустриального партнера КамАЗа в акционерном капитале исключено — Daimler является эксклюзивным стратегическим партнером». Переговоры с Daimler планировалось закончить до конца прошлого года. Тогда, по словам Сергея Чемезова, предполагалось, что Daimler консолидирует «где-то 42-45%», хотя хотел бы «даже контроль получить».
Изменение ситуации, предположительно, объясняется тем, что показатели КамАЗа улучшаются год от года, поэтому появилась идея искать не просто промышленного инвестора, а финансового: дополнительный пакет можно будет в дальнейшем продать значительно выгоднее, чем при текущей конъюнктуре рынка. В такой конфигурации будут учтены и интересы консорциума инвесторов, которому давно интересно продать свой пакет, и Daimler, который является стратегическим партнером КамАЗа и хочет нарастить свою долю, и государства.
Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 13-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей. 16 августа 1969 был года заложен первый камень и начато строительство Камского автозавода. В феврале 2008 года с главного сборочного конвейера ОАО «КАМАЗ-Дизель» сошёл 2,5-миллионный двигатель. На начало сентября 2013 года выпущено свыше 2 млн. 763 тысячи двигателей и силовых агрегатов с начала выпуска.
Единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. В состав группы технологической цепочки входит 12 крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены предприятия: «Металлургический комплекс» (литейный и кузнечный заводы), «Завод двигателей» (ЗД), «Прессово-рамный завод» (ПРЗ), «Автомобильный завод» (АвЗ), «Ремонтно-инструментальный завод» (РИЗ), «Индустриальный парк «Мастер» и «Ремдизель». Крупнейшие из дочерних предприятий за пределами города Набережные Челны: ОАО «Нефтекамский автозавод» и ОАО «Туймазинский завод автобетоносмесителей» (Республика Башкортостан), ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (г. Ставрополь).
Сегодня группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 150 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье. В подразделениях и дочерних обществах группы ОАО «КАМАЗ» работает более 45 тысяч человек. Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд. рублей. Акционеры (на 30 сентября 2013 г.): «Ростехнологии» (49,9%), Avtoinvest Limited (24,5%), Daimler AG (11%), Kamaz International Management Co., L.P. (4,2%), Decodelement Services Limited (2,7%), «Европейский банк реконструкции и развития» (4%). Финансовые показатели (МСФО, 2012 г.): выручка — 117,1 млрд руб., чистая прибыль — 5,8 млрд руб.