Польский производитель азотных удобрений группа Azoty сообщила о прекращении принудительного управления в отношении 19,82% акций, принадлежащих структурам «Акрона». Этот пакет — второй по размеру после доли польского государства, которому принадлежит 33% акций Azoty. Как следует из сообщения польской группы, назначенный в июле 2023 года временным принудительным управляющим Радослав Квасьницкий утратил эти полномочия по решению суда.
Как уточняется в сообщении, провинциальный административный суд Варшавы встал на сторону структур «Акрона» Rainbee Holdings, Norica Holding и Opansa Enterprises, владеющих акциями в группе Azoty, удовлетворив апелляционные жалобы компаний на решение о принудительном управлении.
Как указывают в Azoty, 29 июля 2024 года суд уведомил компанию, что решения вступили в силу.
"Коммерсант" напоминает, что решение о введении внешнего управления в отношении российского пакета в химической компании Министерство развития и технологий Польши вводило для последующей продажи и переоформления ценных бумаг. Их стоимость тогда оценивалась в $126 млн. Группа «Акрон» сразу после назначения временного управляющего заявляла, что намерена оспаривать это решение, назвав его грубым нарушением норм международного права и национального законодательства. «Действия польских властей мы считаем немотивированной, несправедливой и незаконной экспроприацией, или, говоря проще, грабежом»,— подчеркивали в компании.
Несмотря на прекращение принудительного управления, акции структур «Акрона» в группе Azoty остаются замороженными в связи с санкциями. Весной 2022 года в отношении совладельца «Акрона» Вячеслава Кантора были введены санкции ЕС и Великобритании. Кроме того, бизнесмен вместе со структурами, владеющими 19,82% Azoty, включен в черный список Польши. С тех пор господин Кантор не может получать свою долю в дивидендах группы Azoty, а также не имеет возможности осуществлять свои права на акции.
В «Акроне» заявили, что последние десять лет не участвуют в непосредственном руководстве группы Azoty и не планируют продавать иностранные активы.
Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова отмечает, что, когда вводилось принудительное управление акциями структур «Акрона» в группе Azoty, сообщалось о планах Министерства экономического развития Польши продать эти акции третьему лицу. По ее словам, фактически это привело бы к конфискации активов «Акрона» с выплатой компенсации. Снятие управления, считает юрист, не позволит государству продать этот пакет. А группа Azoty, отмечает госпожа Винокурова, с прекращением принудительного управления может внедрить определенные защитные меры, называемые Еврокомиссией firewalls, которые будут препятствовать структурам «Акрона» осуществлять права, связанные с владением акциями.
Партнер адвокатского бюро NSP Илья Рачков отмечает, что у «Акрона» нет юридических инструментов, чтобы снять заморозку активов. Он напоминает, что в 1992 году Польша и Россия заключили двусторонний инвестиционный договор, но он так и не был ратифицирован Россией. «Если бы он вступил в силу, то позволял бы российским инвесторам подавать иски в арбитраж ЮНСИТРАЛ по спорам, возникающим в связи с инвестициями»,— говорит юрист.