По данным газеты «РБК daily», 12 апреля вице-премьер Алексей Кудрин провел закрытое совещание, на котором обсуждались варианты передачи ОСК верфей «Объединенной промышленной корпорации», акции которых находятся в залоге у «Банка России». Г-н Кудрин пока не готов финансировать схему по выкупу ОСК судостроительных активов, до сих пор подконтрольных семье экс-сенатора Сергея Пугачева - «Балтийского завода», «Северной верфи» и конструкторского бюро «Айсберг», которая была предложена в начале года. И этим была вызвана необходимость проведения совещания у вице-премьера с участием представителей «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК), «Объединенной промышленной корпорации» (ОПК), «Банка России», «Агентства по страхованию вкладов» и Минобороны, но стороны так ни о чем и не договорились.
В начале года проблему смены собственника верфей пытались решить следующим образом: ОСК получает у «Банка развития» (ВЭБ) под залог своих 20% кредит, на который приобретает активы ОПК. Но здесь возникла другая проблема: откуда «Банк развития» возьмет живые деньги на кредит? Из федерального бюджета? ЦБ готов подписаться под этой схемой лишь при условии получения от ОПК реальных денег в счет погашения обязательств «Межпромбанка» перед ним.
12 апреля сторонам также не удалось найти приемлемый вариант решения проблемы: ЦБ по-прежнему настаивает на получении живых денег в счет обязательств «Межпромбанка» по выданным регулятором кредитам. Тем не менее, не исключено, что к лету проблема будет решена и верфи могут перейти в собственность ОСК.
Напомним, что в прошлом году ОПК пыталась продать верфи «Объединенной судостроительной корпорации», но не сумела договориться о цене. ОСК готова была заплатить за них чуть более 20 млрд руб., а ОПК настаивала на сумме 89 млрд руб. В итоге акции верфей оказались в залоге у «Банка России» по обязательствам «Межпромбанка», который также был подконтролен семье г-на Пугачева. Размер залога оценивается почти в 32 млрд руб.: неисполнение «Межпромбанком» своих обязательств, в том числе перед ЦБ, и явилось основанием для отзыва у него лицензии. Сейчас ЦБ через суд пытается обратить взыскание на акции верфей.
Участие в совещании представителей Минобороны вызвано тем, что военное ведомство выступает заказчиком по строительству нескольких корветов и фрегатов: единственным поставщиком является «Северная верфь». Объем заказа оценивается примерно в 180 млрд руб.
ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» (г. С.-Петербург) основано в 1912 г. Основной акционер - ЗАО «Объединенная Промышленная Корпорация» контролирует 72,19% акций ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Основная номенклатура продукции завода включает боевые надводные корабли и коммерческие суда различного назначения.
Верфь обладает большим опытом строительства крейсеров, эскадренных миноносцев, тральщиков, противолодочных и сторожевых кораблей. Со стапелей завода сошли научно-исследовательские и пассажирские суда, лесовозы, траулеры, контейнеровозы и суда типа РО-РО. «Северная верфь» единственное в России предприятие, которое имеет опыт строительства судов и кораблей с использованием 3-х мерной математической модели, разработанной в специализированной судостроительной системе.
Завод имеет обширные связи с предприятиями России и стран СНГ в части поставок материалов, оборудования для строительства, ремонта и модернизации кораблей и судов. Заказы на поставку комплектующих изделий и оборудования размещаются почти на 2 тыс. предприятий России.