По данным газеты «Коммерсант», хотя совет директоров Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК — СП РФ, Белоруссии и Казахстана) и согласовал для компании новую операционную модель в формате "без активов", вывод из капитала компании внесенных туда акций "Трансконтейнера" и "РЖД Логистики" пока тормозится.
Минэкономики РФ просит Белый дом рассмотреть новую модель: для вывода активов и перехода к паритетному СП нужно согласование правительств трех стран. Но к модели "без активов" есть вопросы: так, Минтранс РФ по-прежнему считает, что у ОТЛК должен быть и собственный парк вагонов, и грузовые терминалы.
Минэкономики просит вице-премьера Аркадия Дворковича вынести на уровень правительства рассмотрение операционной модели ОТЛК, подписания акционерного соглашения и возвращения ОАО РЖД 50% плюс двух акций "Трансконтейнера", внесенных в ОТЛК в 2014 году.
Это следует из письма замглавы Минэкономики Николая Подгузова, который сообщает, что акционеры — ОАО РЖД, "Казахстан темир жолы" (КТЖ) и Белорусские железные дороги (БЖД) — не представили министерству данных о согласовании новой операционной модели.
ОТЛК создана как логистическая компания, выступающая также оператором вагонов и грузовых терминалов. Акционеры должны были внести в ОТЛК ряд активов, но это сделало только ОАО РЖД, внесшее долю в "Трансконтейнере" и 100% минус одну акцию "РЖД Логистики". В итоге ОАО РЖД в ОТЛК получило 99,84%, а КТЖ и БЖД, сделавшие денежный взнос в 32,7 млн руб.,— по 0,08%.
В ноябре 2015 года КТЖ предложило ОТЛК модель asset-light (без активов), чтобы та лишь управляла контейнерными сервисами.
Источник, знакомый с ситуацией, поясняет, что причина смены концепции в том, что исходная модель работала, если клиентами ОТЛК выступали международные агрегаторы грузов. Но когда "Трансконтейнер" начал поиск грузов за рубежом, агрегаторы пригрозили уходом на морские маршруты.
Также Астана была недовольна деятельностью "Трансконтейнера" и неравноправием партнеров в ОТЛК. Кроме того, Казахстан "не горел желанием" вносить в ОТЛК свои активы. В итоге к марту главы акционеров утвердили базовые принципы новой модели, а 27 мая ее согласовал совет директоров ОТЛК.
На первой стадии акционерам нужно достичь паритета в капитале, то есть вывести за контур ОТЛК "Трансконтейнер" и "РЖД Логистику", сообщалось в протоколе встречи глав акционеров ОТЛК от 29 марта.
Затем должен быть и паритет в органах управления: по два представителя от акционера в совете директоров и правлении, по одному — в ревизионной комиссии. Производственных активов у ОТЛК поначалу не будет, договорились акционеры (впоследствии это может измениться).
В проекте модели ОТЛК утверждены приоритетные маршруты Брест--Достык/Алтынколь и обратный, затем может добавиться Брест--Забайкальск/Наушки. За сервис ОТЛК берет согласованный акционерами единый тариф и привлекает дочерних операторов акционеров или сторонних операторов.
Однако, Минтранс РФ возражает против новой конструкции. В письме замминистра Алексея Цыденова в аппарат правительства сообщается, что работа ОТЛК в "легком" режиме "создает риски недостижения целей, поставленных на стадии создания" компании (интеграции транспортно-логистических систем ЕЭП).
Минтранс счел необходимым привлечение ОТЛК в управление подвижного состава (не менее 20% должно быть в собственности) и контроль над терминальными мощностями на станциях Брест и Достык.
В ОАО РЖД сообщили, что общая с Казахстаном и Белоруссией позиция не поменялась. "ОТЛК и сейчас, по сути, оперирует как компания без активов, и довольно успешно",— считают в монополии.
ОТЛК может существовать как в модели "с активами", так и "без активов", полагает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров.
Если ОАО РЖД не удалось прийти к компромиссу с казахстанской стороной по внесению активов в ОТЛК, то формат "без активов" лучше, чем ничего, считает эксперт: его можно рассматривать как промежуточный вариант, а затем, отладив взаимодействие и сняв спорные вопросы, можно будет вернуться к насыщению ОТЛК активами.