По данным газеты «РБК daily», из двухлетнего акционерного противостояния венгерской MOL и отечественного «Сургутнефтегаза» обе стороны, похоже, вышли победителями. Венгерское правительство 24 мая договорилось о выкупе акций у «Сургута» по рыночной цене. Тем самым компания Владимира Богданова получила солидную премию в €480 млн. при продаже акций.
Когда в апреле 2009 года стало известно о том, что австрийская OMV продаст одному из российских нефтяных мейджоров блокпакет в венгерской MOL, к сделке немедленно был приклеен ярлык политической. Из всех выдвигавшихся в то время предположений относительно истинных целей покупки наиболее правдоподобной выглядела версия о желании российского руководства получить доступ к проектной документации газопровода Nabucco — основного конкурента отечественного проекта «Южный поток». В пользу этой версии говорило, в частности, то, что «Сургутнефтегаз», до того не особенно интересовавшийся приобретением зарубежных активов, отдал за бумаги регионального игрока вдвое больше их рыночной стоимости.
Впрочем, заплатив €1,4 млрд., компания Владимира Богданова вовсе не обеспечила себе вхождение в состав акционеров MOL. Напротив, с момента покупки и до вчерашнего дня тянулась бесконечная череда судебных разбирательств. Несмотря на все заверения «Сургутнефтегаза» в желании лишь продуктивно сотрудничать, руководство венгерской корпорации сочло приобретение 21,2% акций россиянами попыткой недружественного поглощения, а официальный Будапешт — покушением на национальное достояние. В результате представители «Сургута» не были допущены на заседания совета директоров MOL, хотя контролируемый пакет вполне позволял им участвовать в управлении.
Российская сторона попыталась оспорить такие действия в суде, не переставая искать пути к примирению. Так, Владимир Богданов даже направлял менеджменту MOL письмо, в котором подтверждал решимость строить долгосрочное стратегическое партнерство. Ответом на это послание было внесение изменений в устав MOL, согласно которому акционеры, не раскрывающие своих конечных бенефициаров, право голоса в компании не имеют. «Сургутнефтегаз» подавал несколько исков в суд, которые проиграл.
Параллельно с судебными разбирательствами начались и переговоры на правительственном уровне, в результате которых уже в конце 2009 года появилась информация о возможной продаже доли «Сургутнефтегаза». Даже назывался возможный покупатель — государственная энергокомпания Magyar Villamos Muvek.
Итогом же двухлетних баталий станет выкуп венгерским правительством доли «Сургутнефтегаза». Об этом 24 мая объявил премьер-министр страны Виктор Орбан. «Это была не просто сделка, это была война. Но мы сумели отстоять стратегические интересы нации», — заявил глава кабмина.
До 1 сентября сделка по выкупу акций должна быть согласована в парламенте. По словам министра экономики Венгрии Тамаша Феллеги, ее цена составит €1,88 млрд. Причем Будапешт готов даже залезть в долги и привлечь на эти цели кредиты МВФ.
История компании Magyar Olaj-es Gazipari Nyilvanosan Mukodo Reszvenytarsasag (MOL) началась в 1889 году с покупки участка в городе Алмашфюзито (Венгрия), где в последствии был построен нефтеперерабатывающий завод и где сейчас находится завод по производству смазочных материалов. Компании MOL Group принадлежит завод по переработке нефти, который также находится в Венгрии, в городе Комаром. Одно из подразделений концерна занимается добычей нефти на Балканах и Каспийском море. За свою более чем 100-летнюю историю компания успела завоевать признание в Европе. Завод MOL-LUB - один из крупнейших предприятий по производству смазочных материалов в Европе.
На сегодняшний день компания MOL Group является одной из самых больших корпораций в Центральной Европе. В состав концерна MOL Group входят: словацкая компания по производству смазочных материалов Slovnaft, хорватская нефтегазовая компания INA, венгерская компания по производству полимеров TVK. Головной офис MOL Group находится в г. Будапешт, Венгрия. Компания MOL-LUB имеет Представительства в таких странах, как: Румыния, Словакия, Чехия, Сербия и Черногория, Украина. Общий штат сотрудников MOL Group на данный момент составляет 12 000 человек.
Как полагают эксперты, соглашение по акциям MOL выгодно для обеих сторон. Так, по словам ведущего специалиста департамента рыночных исследований ИФД «КапиталЪ» Виталия Крюкова, несмотря на то что изначально экономической составляющей в покупке доли в MOL было мало, для «Сургутнефтегаза» сделка оказалась удачным вложением. «То, что перспектив сотрудничества нет, стало понятно давно, поскольку оппозиция со стороны Венгрии не ослабевала. Стратегическим инвестором стать не удалось, зато получилась хорошая финансовая инвестиция», — отметил аналитик.
Однако, по мнению его коллеги, начальника отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрия Александрова, основная цель покупки доли в MOL так и осталась недостигнутой. «Без введения своего человека в совет директоров доступ к проектной документации по проектам, в которых участвует венгерская компания, можно было получить лишь в общем виде. Впоследствии же, видимо, поняв несостоятельность Nabucco, было решено уйти без потерь», — предположил Дмитрий Александров.