Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 887,24  (-9,52%)
1 127,29  (-2,80%)
6 466,91  (+96,74%)
109 837,47  (+46,12%)
4 419,22  (+66,80%)
67,73  (+0,06%)
Источник Investfunds

Претенденты на «Трансфин-М» определились c ценой

23.07.2018, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», определился круг покупателей на лизинговую компанию «Трансфин-М», принадлежащую НПФ «Благосостояние», который контролирует РЖД. ВТБ и Сбербанк сделали не обязывающие предложения фонду по покупке ЛК, рассказали два источника: один — близкий к возможному покупателю, второй — к структурам НПФ.

«Цена, предлагаемая покупателями, находится в диапазоне 33–38 млрд руб.»,— указал один из собеседников. Другой источник уточняет, что Сбербанк предложил 34 млрд. руб., ВТБ — 33–38 млрд. руб.

«Теперь им предстоит due diligence»,— отмечает он. При этом, по его словам, «Благосостояние» ориентируется в продаже на оценку PricewaterhouseCoopers в размере 37,5 млрд руб.

Возможно появление и третьего покупателя — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), однако от нее предложения пока не поступало. ГТЛК рассматривает возможность покупки «Трансфин-М» и сейчас ведутся переговоры с «Благосостоянием», заявил представитель госкомпании.

«На данный момент изучается лизинговый портфель "Трансфин-М", клиентская база компании, ее финансовые и операционные результаты, а также влияние потенциальной сделки на финансовые результаты ГТЛК»,— отмечает он.

Однако предложение от ГТЛК может и не поступить. Дело в том, что после приобретения «Трансфин-М» ее долг будет консолидирован в отчетности госкомпании. И без дополнительного капитала это приведет к понижению рейтинга, а также нарушению банковских ковенант, отмечают источники.

На конец первого квартала по РСБУ чистый долг ГТЛК составлял около 270 млрд. руб., у «Трансфин-М» — 130 млрд. руб. По оценке одного из собеседников, могут потребоваться бюджетные вливания в капитал ГТЛК 15–20 млрд. руб.

«Трансфин-М» — специализированная лизинговая компания, в портфеле которой доминирует железнодорожная техника (86%). Также она оказывает услуги финансового лизинга воздушных судов, автомобильного и морского транспорта, а также железнодорожного технологического оборудования и спецтехники.

По объему лизингового портфеля (324,7 млрд. руб.) компания по итогам 2017 года занимала пятое место в рэнкинге «Эксперта РА». Согласно отчетности по МСФО, чистая прибыль «Трансфин-М» в прошлом году составила 1,6 млрд. руб.

 

Комментарий

«Все покупатели — госкомпании, и других мы, с большой вероятностью, не увидим»,— говорит директор по банковским рейтингам «Эксперта РА» Руслан Коршунов.

Таким образом, контроль над «Трансфин-М» перейдет от одной госкомпании к другой. Но одними из крупнейших лизингополучателей компании являются структуры РЖД, указывает он.

«И между госкомпаниями должна быть достигнута договоренность, чтобы операционное управление "Трансфин-М" стало совместным и включало структуры РЖД»,— полагает господин Коршунов.

«Видимо, новое руководство НПФ "Благосостояние" стремится уйти от стратегических инвестиций к портфельным, что вполне логично»,— говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.

По его словам, это нормальная функция для фонда: диверсифицировать риски, увеличить прибыль, а не заниматься операционной деятельностью целых предприятий.

«Избавление фонда от "Трансфин-М" может помочь в ситуации, когда выплаты по пенсиям превысят входящий денежный поток, а это случится уже скоро»,— говорит один из собеседников.

В НПФ хотят выйти из актива, чтобы покрыть убытки от других активов, прежде всего Абсолют-банка, считает другой источник.